Все (или почти все) мы когда-то получали на почте «мелкий пакет из Китая» или искали одежду из шоурумов в разы дешевле на китайских маркетплейсах.
Только недавно, например, стало известно, что один из ретейлеров – Shein – привлек миллиард долларов инвестиций и стал одним из самых дорогих стартапов мира, а ежедневно на платформе появляются около шести тысяч новых товаров – цифра, несопоставимая с объемами даже самых крупных брендов.
И если Zara, H&M или Massimo Dutti – это «фастфэшн» (быстрая мода), то Shein и другие компании, делающие на продажах дешевых товаров миллионы, считаются сферой «суперфастфэшна». О ее представителях и рассказываем.
Alibaba
Для начала стоит знать, что AliExpress, TaoBao и Alibaba принадлежат одной компании – Alibaba Group Джека Ма (он несколько лет был признавался самым богатым человеком Китая), но каждая из платформ подходит для разных целей.
Alibaba предназначен в первую очередь для оптовиков и был создан для сделок между фабриками и владельцами больших магазинов или сетей. Так, если ты зайдешь на страницу любого из товаров, то увидишь примерную цену, доступную к заказу партию, местоположение продавца, методы оплаты, установленные продавцом, и контакты для связи. Работает все на честном слове – контроля процессов или гарантий на Alibaba нет, поэтому можно запросто попасться на мошенников.
TaoBao
Аукцион и крупнейшая торговая площадка (онлайн) в Китае с огромным выбором товаров, низкими ценами и розничными продажами. Правда, есть существенный минус – TaoBao работает на китайском интерфейсе, поэтому без переводчика или базовых знаний языка найти нужный товар проблематично. К тому же доставка с TaoBao осуществляется преимущественно по территории Китая – для других стран в большинстве случаев придется искать посредника, а значит, прибавлять процент (в среднем с учетом работы посредника, стоимости доставки и комиссии платежных систем он составляет от 20 до 50 %) к финальному чеку.
AliExpress
Изначально AliExpress задумывался как «младший брат» TaoBao с прицелом на международный рынок, и среди других компаний Alibaba Group он лучше всего подходит для розничной торговли и покупателей из других стран.
Во-первых, здесь предусмотрены как английский, так и русский язык интерфейса и поиска, во-вторых, существует система начисления рейтинга (поиск продавцов с ней становится надежнее), в-третьих, есть большой выбор методов оплаты. Кроме того, в отзывах на товары можно посмотреть реальные фото покупателей, на площадке часто проходят распродажи, а на покупки действует гарантия. И это, конечно, не учитывая экстремально низких цен даже с учетом нынешнего курса доллара.
Shein
Эта площадка нацелена прежде всего на подростков и предлагает огромный выбор трендовой одежды, а также товаров для дома, животных и множество других категорий. Вообще, Shein, выросший из небольшого магазина свадебных платьев, за последние несколько лет завоевал славу одной из самых быстрорастущих компаний в мире, смог пробиться на американский рынок и успешно его завоевать, а заодно заполнить русскоязычный TikTok – видео с распаковками оттуда встречаются в рекомендациях с завидной регулярностью.
При этом Shein ориентирован прежде всего на западных покупателей (всего товары доставляются в 220 стран), поэтому в Китае не распространен, хотя сотрудничает напрямую с китайскими производствами, обеспечивая низкие цены. Выбор такой целевой аудитории отражается, к слову, и на внешнем виде площадки, например на фото, также рассчитанных на американских и европейских потребителей и сделанных в стиле блогеров. По словам одного из сотрудников компании, Shein проводит строгий отбор фотографов, нанимая лишь одного из ста кандидатов. Не менее скрупулезно здесь относятся к распространению в социальных сетях: площадка, например, регулярно сотрудничает с инфлюенсерами и звездами и даже устраивает концерты (онлайн) с участием Saweetie и The Chainsmokers, Lil Nas X, Кэти Перри, Ником Джонасом и другими. Критикуют Shein, правда, не меньше, чем делают на нем заказов: компанию обвиняют в загрязнении окружающей среды огромными объемами производства, а также в нарушении условий труда сотрудников. Доставалось площадке и за копирование крупных брендов, и некоторые из них (Ralph Lauren, Dr. Martens и Levi Strauss & Co.) подавали иски к компании, но успехом они не увенчались.
eBay
Американский конкурент AliExpress частично с русским, частично с английским интерфейсом. Это не магазин в классическом его понимании – скорее аукцион, где размещаться могут буквально все.
Чтобы торговать на площадке, необходимо заплатить комиссию, НДС и сбор за товарную единицу, зато она дает выход на огромный рынок. С точки зрения покупателя eBay тоже вполне удобен: кроме того, что за счет ставок здесь можно приобретать товары практически за копейки, есть и огромный каталог крупных китайских брендов.
Joom
История этой латвийской торговой площадки насчитывает всего шесть лет. Но уже на второй год существования, в рейтинге российских компаний, доставляющих товары из Китая, она занимала второе место, уступая только AliExpress.
По ассортименту Joom не уступает конкурентам: здесь можно купить товары для дома, одежду, обувь, электронику, чемоданы, сумки, часы, даже ювелирные изделия и товары для животных. А вот что отличает платформу от конкурентов, так это наличие продавцов не только из Китая, но и из Японии, Южной Кореи, Турции и России, качественная русификация сайта и приложения, упрощенное оформление заказа (всего в три клика) и бесплатная доставка в Россию при выполнении нескольких условий: нужно купить российские товары на сумму более 1999 р.