#Кино

От кумира подростков до героя фестивального кино: как Роберт Паттинсон стал одним из самых сильных драматичных актеров современности

Роберту Паттинсону сегодня исполняется 36 лет, 21 год из которых он строит карьеру на экране. Знакомство с индустрией для него началось еще в подростковом возрасте с любительского театра, затем были серьезные постановки (Macbeth, Anything Goes и Tess of the D’Urbervilles) и первые роли в кино («Кольцо Нибелунгов» и «Ярмарка тщеславия», из которой его, правда, вырезали), а затем ставший прорывным для его карьеры фильм «Гарри Поттер и Кубок огня», в котором будущий похититель миллионов женских сердец сыграл одну из второстепенных ролей и влюбил в себя критиков и режиссеров.

После «Гарри Поттера» о Роберте Паттинсоне заговорят как о «британской звезде завтрашнего дня» и «следующем Джуде Лоу», а сам он получит главную роль в «Сумерках», определивших его большое будущее в кино. Это было 14 лет назад, но от ярлыка звезды вампирской саги ему удается откреститься не всегда – все-таки слишком запоминающийся и яркий получился образ. Сам Роберт Паттинсон при этом как актер давно себя тогдашнего перерос и вместо подростковых мелодрам теперь выбирает фестивальное, не всегда массовое, но очень достойное кино – его работу в триллере «Хорошее время», например, назвали лучшей за всю его карьеру. Для него как для серьезного актера, а не вампира с мерцающей на солнце кожей, это было финальным признанием – спустя 11 лет после выхода саги.

«Хорошее время»

Выбираться из образа правильного вампира он, впрочем, начал еще тогда, когда «сумеречная» франшиза продолжалась: снялся в драме «Помни меня», воплотив другой, но все же очень похожий мрачный образ, и в картине «Воды слонам!» все с тем же считываемым ампула загадочного и не такого, как все, парня. Когда «Сумерки» (к счастью Роберта, но к сожалению поклонников) закончились, он в интервью Джимми Фэллону на вопрос: «Есть в этом что-то грустное, да?» со смехом ответил: «Ну да, для них».

«Сумерки»

Попытки найти разнообразие в массовых лентах успехом, очевидно, не увенчались, поэтому после премьеры финальных «Сумерек» Роберт Паттинсон сказал широкому прокату в некотором смысле «пока» и ушел в независимое кино, показываемое, как правило, на фестивалях и не рассчитанное на большую публику, – так в его фильмографии появились «Космополис», «Лайф», «Затерянный город Z», «Детство лидера», «Хорошее время» и «Дьявол всегда здесь». Тем неожиданнее, пожалуй, было увидеть его в «Доводе» летом 2020-го – кажется, это было его первое большое появление на экранах с периода «Сумерек» и им подобных.

Сам Паттинсон в интервью IndieWire три года назад рассказывал, что не верит в архетипы (грубо говоря, собирательные и общие образы), не стремится выйти на характерных чертах и жестах, а лучше всего себя ощущает в роли тогда, когда она неоднозначна и непривычна для зрителя. Он говорит, мол, время вечных кинозвезд а-ля Леонардо ДиКаприо или Марка Уолберга, прошло – сегодня ты нужен всем, а завтра пропадаешь с радаров. В чем решение? В постоянном поиске нового, изменении, свободе стиля и подачи. Чтобы не стать заложником одной роли, как это чуть не произошло с ним самим.

У голливудского любимчика все то, о чем он говорит, получилось: его капиталиста, вечно мертвого, бесстрастного, в «Космополисе» не сравнить с неуклюжим, таким простым одиночкой в «Ровере». Были на его счету и простак в «Девице», и всего 10 минут (зато каких!) экранного времени в «Короле», и покоритель джунглей в «Затерянном городе Z», и истинный джентльмен в «Лайфе», и астронавт в «Высшем обществе», и преподобный в «Дьяволе всегда здесь» – к этой роли актер готовился с тренером по диалектам, придумал свой собственный акцент и скрывал его от всех членов съемочной команды до самого начала съемок.

Роберт Паттинсон не дает скучать прежде всего себе самому, а потому каждая новая его роль становится чем-то неожиданным и для зрителя. «Если бы я выбирал только те роли, которые похожи на меня в реальной жизни, я бесконечно играл бы хронически неуверенных в себе лузеров», – говорит он в интервью Variety Studios. При этом инициативу в выборе картин он берет на себя: в приключенческий боевик Джеймса Грэя («Затерянный город Z») он, например, буквально напросился после просмотра его «Любовников» и ради второстепенной роли даже отрастил бороду и сбросил 16 килограммов, а в фантастический триллер «Высшее общество» попал после того, как просмотрел всю фильмографию Клер Дени и загорелся идеей работать с ней. Режиссеру Роберту Эггерсу он сказал: «Я просто хочу попробовать настолько странную роль, насколько возможно». Через несколько месяцев после этого тот вернулся к нему со сценарием «Маяка», и это стало еще одной гениальной актерской работой в карьере Паттинсона.

«Маяк»

Теперь же он медленно и аккуратно возвращается в крупные франшизы – начал с «Довода», а продолжит в «Бэтмене» Мэтта Ривза, который должен увидеть свет в 2022-м. И это ответственный для него момент – переплюнуть Кристиана Бэйла в амплуа темного рыцаря сложно. Сам Роберт в интервью Vanity Fair France о своем герое говорит так: «Это роль, в которой мне нужно научиться лучше изображать двусмысленность. Не может быть и речи об изображении персонажа в одном цвете. Это прекрасно, когда люди будто живут в двух состояниях одновременно». А в разговоре с Variety Studios дополняет: «Есть не так много персонажей, которых все воспринимают как героические фигуры. Большинство из них знают, что они должны спасти мир и что они хорошие, и мне казалось интересным, что у Бэтмена всегда проблемы с этим, особенно в некоторых версиях истории. В конечном итоге он не знает, хороший он человек или нет». Зато мы точно знаем, что и не стоило ожидать от нового «Бэтмена» чего-то заранее предугадываемого, – этот фильм стал новым экспериментом Паттинсона над самим собой. Как и все прошедшие 14 лет с выхода «Сумерек».

«Бэтмен»