Логотип Peopletalk

От винта: как «Смешарики» остаются популярными уже 20 лет и при чем здесь «Форрест Гамп» и Альфред Хичкок?

Главное изображение статьи
Реклама

В этом году у «Смешариков», на которых выросло целое поколение, большой юбилей – двадцать лет со дня выхода первой серии о жителях Ромашковой долины. Но только сейчас люди, смотревшие «Смешариков» по утрам за завтраком перед школой (разблокировано воспоминание), внезапно начали находить в коротких и простых эпизодах философские подтексты, жизненные мудрости и даже отсылки к Альфреду Хичкоку, Джиму Джармушу и «Красоте по-американски». В социальных сетях, например, то и дело мелькают отрывки, в которых Кар-Карыч говорит: «Можно всю жизнь прождать подходящий момент, и в итоге так и не сказать друг другу что-то важное», или отношения Кроша и Ежика в одной из серий разбирают с точки зрения психологии. К своему двадцатилетию эти круглые очаровательные персонажи подходят в статусе культовых – они получили несколько спин-оффов, выходили в 3D и удостоились полных метров, так что по уровню популярности могут составить конкуренцию даже «Маше и Медведю», известным практически во всем мире.

В чем их секрет? Пожалуй, в универсальности сюжетов – добрых, поучительных и ярких для детей и заставляющих задуматься для взрослых. Впрочем, по той же причине они не теряют актуальности даже сегодня, и вчерашние дети готовы разбирать семиминутные эпизоды на новые смыслы, цитаты и видео для социальных сетей. А еще это, конечно, заслуга многогранности самих персонажей – они не делятся на хороших и плохих, что было бы типично для детского мультфильма, где, как правило, есть строго положительные и отрицательные герои. В этом смысле «Смешарики» роднятся с реальными людьми, а значит – и со взрослыми зрителями, которые могут узнать в них себя.

Но еще интересней то, как авторы сумели вписать в детский проект классику чуть ли не во всех ее проявлениях – от литературы до кино. Так, например, фраза «Ай да Бараш, ай да овечий сын» – отсылка к строчкам из письма А. С. Пушкина Петру Вяземскому, сцена, где Нюша утопает в конфетах – визуальное заимствование из «Красоты по-американски», а серия «Марафонец» и вовсе будто списана с «Форреста Гампа» (у Бараша даже появилась красная кепка, как у Тома Хэнкса, а во сне Ежик кричит ему: «Беги, Бараш, беги!»). Еще из нашего любимого – аллюзия в эпизоде «Бутерброд» на знаменитую сцену в душе из «Психо» Альфреда Хичкока, серия «Ежик в туманности», в которой без труда узнается советский «Ежик в тумане» Юрия Норштейна, и даже явная ассоциация «Смысла жизни» со «Сталкером» Андрея Тарковского.

Впрочем, популярности в медиапространстве «Смешарикам» добавляют не столько множественные отсылки, сколько цитаты героев и мемы. Фразу Кар-Карыча «Отстаньте от меня, вы мне надоели, я вас ненавижу», например, используют для описания состояния, а скриншот из мультфильма с Ежиком, который держит лопату над головой и кричит «Бунт», и вовсе используют при любом удобном случае в социальных сетях. К тому же три года назад на пике популярности TikTok на площадке завирусилась песня Пина «От винта», породившая сразу три тренда.

Художник Салават Шайхинуров – первый автор «Смешариков» – в комментарии «Кинопоиску» рассказывал, что когда увидел первые эскизы персонажей (тогда они еще назывались Сластенами – вдохновение нагрянуло из процесса создания героев для настольной игры для шоколадной фабрики), то сразу понял, что это сработает. «Они забавные и в то же время простые: их легко анимировать, с ними легко делать игрушки, нарисовать их может даже ребенок. А это ведь тоже важно – чтобы зрители сами могли нарисовать героев любимого мультфильма», – рассказывал он. Сейчас же его «дети» готовятся разменять второй десяток: «Смешариков» транслируют в 90 странах, они дублированы более чем на 60 языков, количество серий насчитывает уже больше трехсот, а в их копилке премия «Икар» и даже номинация на «Золотого орла».

На самом деле, «Смешарики» во многом помогли перезапустить российскую анимацию как таковую – в начале нулевых, когда Крош, Нюша, Ежик, Бараш, Копатыч, Совунья, Кар-Карыч и Пин впервые появились на экранах, индустрия переживала творческий и производственный кризисы. И именно «Смешарики» дали возможность появиться на свет и «Маше и Медведю», и «Фиксикам», и «Трем котам» – они просто доказали, что такие истории могут быть и будут успешными. Останавливаться ни сами «Смешарики», ни их авторы при этом, кажется, не планируют, и в новое десятилетие своего существования врываются не только с оригинальным проектом, но и с дополнительными сюжетными линиями – про спорт, науку, безопасность и самых маленьких героев («Малышарики»). Что они готовят для зрителей? Мы не переключимся, чтобы узнать наверняка.

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.