Переосмысленный римский цикл Шекспира в 47 композициях: что нужно знать о проекте «МИР РИМ» в Электротеатре Станиславский?
С 19 сентября по 15 октября в Электротеатре Станиславский пройдут показы проекта МИР РИМ.
МИР РИМ — сочинение Бориса Юхананова, которое стало первым этапом новопроцессуального проекта Электротеатра «Шекспир», включающее в себя 47 композиций, раскрывающихся на протяжении 21 вечера. МИР РИМ готовился 3 года, а всего в проекте приняли участие более 100 человек.
Все части фантастическим образом переплетены сценами из «римского цикла» Шекспира (пьесы «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Тит Андроник» и «Кориолан»).
Показы пройдут в рамках Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.
Креативные сессии и подготовительные работы
Работа над проектом началась еще во время обучения в Мастерской индивидуальной режиссуры МИР-6. На первом этапе студенты самостоятельно готовили эскизы, показывали их своему мастеру Борису Юхананову и вместе обсуждали каждый. Второй этап проходил в формате зрительских показов.
Юля Машукова, режиссер МИР-6: «Мы оказались очень продуктивными, на выходе у нас появилась настоящая коллекция из работ. Уже после этого образовался штаб проекта, который ушел на креативную сессию вместе с Борисом Юрьевичем, где он отсматривал работы и решал, какую композицию мы добавляем в какую часть. Там же на креативных сессиях с нами сидел художник Иван Кочкарев. Была готова маленькая модель сценографии с капитолийской волчицей — главным символом всего проекта».
Масштабный проект требовал не менее масштабного продакшена. Поэтому уже после креативной сессии, которая длилась 21 день, участники поделили между собой задачи: у каждого направления были отдельные кураторы, отвечающие за костюмы, создание музыки для проекта, составление графиков актеров и технических служб театра и так далее.
Костюм и реквизит
Строгие юноши и золотой кентавр
В создании костюмов принимала участие многочисленная команда: под кураторством главного художника Электротеатра Анастасии Нефёдовой разработкой костюмов занимались шестеро студенток: Даня Пятенкова, Арина Захарова, Маша Титова, Лия Паршина, Оля Суслова и Аня Асланян.
За 21 вечер в проекте появляется более 100 персонажей, поэтому производство костюмов требовало соответствующего масштаба. Например, линия строгих юношей — линейных персонажей из многих частей (Дорога. Вечер 1), костюмы которых — аллюзия на фильм режиссера Абрама Роома 1935 года, где в основу образов молодых героев были положены черты идеальных людей. Поэтому «строгие юноши» проекта МИР РИМ — это безликая толпа в белых аккуратных, «правильных» одеждах. Несмотря на простоту самих костюмов, их требовалось большое количество (около 30 штук), поэтому к процессу привлекались внешние специалисты, которые помогали проекту с пошивом.
Помимо специально изготовленных костюмов для проекта используются костюмы и из подбора — тем самым продолжается сериальность спектаклей Электротеатра. Некоторые из них уже участвовали в опере «Сверлийцы» (оперный сериал Бориса Юхананова из 5 частей), а восточные костюмы появились из спектакля «Синяя птица. Реквием», который можно будет увидеть в Электротеатре в декабре.
Один из самых сложных костюмов, который можно увидеть в проекте — это костюм кентавра. Он сложно сконструирован и включает в себя механизм, предполагающий движение по принципу телеги. Костюм состоит из каркаса, который крепится к талии одного из участников, а внутри помещается еще один человек.
Аня Шолохович, режиссер МИР-6, стажер по костюмам: «Некоторые из режиссеров и актеров Мастерской помимо создания своих модулей, вели направления внутри всего продакшна проекта. Я отвечала как раз за костюмы. Многие задачи решались на месте, многое переделывалось уже в моменте, когда собиралась картинка. Во всем оставалось очень много «места», свободы для художественного решения».
Производство посуды
Первый вечер проекта начинается с ритуального действия: группа в костюмах «строгих юношей» расставляет под счет на итальянском языке на длинный подиум, покрытый белой скатертью, посуду.
Посуда — один из ключевых элементов композиции первого акта. Художница Аня Молканова, которая работала над ее изготовлением, говорит о том, что эти «объекты» на столе утрачивают свою бытовую функцию и становятся частью ритуала, происходящего на сцене.
Участники изготавливали посуду самостоятельно из гипсовых форм путем заливки туда жидкой глины — стандартный способ производства посуды в промышленных масштабах. Всего к показам было подготовлено более 120 объектов. Вся посуда в финале акта будет раздавлена в пыль проходящими по столу персонажами-варварами.
Аня Молканова, режиссер МИР-6, художница: «Изначально мне представилась идея о необходимости смены ландшафта стола после прохода по столу варваров. Хотелось привести его к неузнаваемости и решить это более сложным образом, чем просто пройтись по тарелкам, раздавив еду. И тогда пришла идея трюка с посудой.
В первые два цикла показов все делалось в экстренном режиме и было готово примерно за день, а то и в день самого спектакля. Я приходила каждое утро перед вечерними спектаклями и весь день делала объекты.
Несмотря на большой объем работы, у объектов не менее объемная сценическая жизнь, которая требует большого участия и сосредоточения всех, кто находится на сцене. Этот процесс очень схож с механизмом часов, где работа каждого элемента необходима для верного хода времени, в нашем случае — хода действия в пространстве времени».
Музыка
Музыкальное оформление спектакля готовилось еще на первом этапе подготовки работы. Центральной в музыкальном оформлении стала опера «Транзит» по тексту поэтессы Ольги Седаковой, созданная композиторами Софией Байрамовой и Вячеславом Сысоевым. Во всем проекте также звучит музыка Андрея Усикова и Антона Косимова .
Влад Скрипко, режиссер МИР-6: «Изначально я был звукорежиссером Электротеатра, а по прошествии трех лет поступил на курс к Борису Юрьевичу. Мне посчастливилось работать на «Орфических играх» (новопроцессуальный проект Электротеатра Станиславский в 33 актах в 12 спектаклях), где я занимался музыкальной партитурой. Именно свой опыт работы на «Орфических играх» я использовал позже в работе над проектом МИР РИМ».
В Электротеатре воют волки
Проекты выпускников Мастерской индивидуальной режиссуры «Орфические игры», «Золотой осел» и МИР РИМ складываются в своеобразный триптих. Их объединяет не только длительность подготовки и масштаб самих проектов, но и звуковое оформление. В «Орфических играх» пролетали лебеди — по сцене плавали механизмы на радиоуправлении с колонками внутри, в «Золотом осле» слышался крик осла. В МИР РИМ особые театральные звонки: перед спектаклем вы услышите вой волков (или волчиц) — символа всего проекта.
Создание звуковой среды во время спектакля
Помимо двух композиторов (Владимира Горлинского и Кирилла Широкова), в работе над музыкальной частью проекта принимали участие пятеро студентов ВШЭ под руководством саунд-дизайнера и звукорежиссера Григория Шмидко.
Влад Скрипко, режиссер МИР-6: «Это именно те бойцы, которые создавали музыку здесь и сейчас. Например, от режиссера приходил запрос: «Мне нужна мертвая площадь Рима». А у нас нет этого в партитуре. Они оперативно создавали ее на репетиции в нескольких вариантах».
«Была такая история: мы делали акт «Детская», где в партитуре всего хватало, но музыка оставалась неживой. Мне пришла в голову идея, что оживить уже готовый материал могли бы детские крики и смешки, которые как будто растекаются по стенам, чтобы создавалось ощущение присутствия на детской площадке. И один из саунд дизайнеров смог решить эту непростую задачу сразу на репетиции».
Многослойность
В основе проекта МИР РИМ лежат трагедии римского цикла Шекспира. При этом сам проект очень многослойный и, по словам участников, образует собой отдельную мультивселенную, где на первый взгляд несоединимые детали и персонажи существуют вполне закономерно и органично. Так, на сцене сцене присутствуют три поросенка и римские легионеры, элементы сценографии китайского театра и превращение пространства в ресторан с кухней, где повар в прямом эфире жарит стейки, а герои пьесы «Антоний и Клеопатра» разыгрывают диалоги о любви в стилистике итальянского кино.
Итальянский дворик
В части «Дорога. Вечер 4» внутри самого акта присутствует съемочная площадка. Сценография вечера выглядит как попытка воссоздать итальянскую среду: на длинных веревках развешено белье, а в экспрессивной речи актеров слышится итальянский язык.
В этой атмосфере на балкончиках разыгрываются короткие сцены из Шекспира, где Антоний из пьесы Шекспира становится «Антонио».
Неожиданно внутри акта сцена становится съемочной площадкой со своим режиссером, операторами и даже хлопушкой. Во время спектакля происходит срежиссированная съемка сюжета самого действия, а записи транслируются на экранах, делая многомерной картинку происходящего.
Китайский театр
Два вечера проекта были выполнены в стиле китайского театра, где через иерархическую структуру, ритуалы, жесты и интонации, характерные для восточной традиции, участники проекта рассматривают две альтернативные империи — восточную и западную.
В спектаклях использовались особая сценография и хореографические решение: ритуальный китайский танец «Дракона» или «Змеи», бой с палками в стиле китайских боевых практик, поставленный актером Иваном Котиком (долгое время работал с Джеки Чаном) и читка диалогов из пьесы «Кориолан» актрисами народных костюмах.
Юля Машукова, режиссер МИР-6: «Одно из заданий для режиссеров было – смотреть китайские дорамы, сериалы по 60 серий на фантастическую и историческую тематику: «Список Ланъя», «Принцесса Шпионка» и дальше на свой вкус. Я выбрала «Восточную Одиссею». По дорамам мы изучали, как взаимодействуют общественные классы в Китае, как молодые относятся к старшим — по сути, все оставшиеся в империи понятия мы черпали оттуда. Отмечали внешние атрибуты, следили за игрой актеров и сценами боев. Нам была интересна фантастика, потому что у нас тоже фантастическая мультивселенная, и, конечно, исторический аспект здесь играл огромную роль. Борис Юрьевич говорил нам, что дорамы — не андеграунд и не попса, а некая золотая середина, «цивилизация». И очень важно в своей карьере, да и, в принципе, в судьбе, попасть в эту золотую середину».