Логотип Peopletalk

Победить рак груди – возможно: рекомендации специалистов и истории успешных женщин, которые ведут борьбу с болезнью

Главное изображение статьи
Реклама

Увы, но онкология стала одним из самых распространенных заболеваний среди женщин. В 2024 в России было зарегистрировано более 600 тысяч случаев (среди них свыше 83 тысяч – рак груди). Около 80% случаев заболевания можно было обнаружить и вылечить полностью еще на первых стадиях. Поэтому так важно быть осведомленным и знать риски появления рака.

Существует множество проектов и организаций готовых безвозмездно помочь женщинам, провести бесплатную диагностику и консультацию врача. Например, октябрь называют розовым и не зря, ведь это международный месяц осведомленности о раке молочной железы. Поэтому и мы вместе с экспертам подготовили рекомендации по борьбе с заболеванием, а также собрали истории девушек, которые, несмотря на диагноз, нашли в себе силы жить дальше.

Антон Телишевский, маммолог-онколог, Татьяна Чичканова, онкомаммолог, и Евгения Ананьева, онкопсихолог, рассказали, как обезопасить себя и справиться с заболеванием. А автор Telegram-канала «Мамкина модница» Инна Комбарова, журналист Эрмина Котанджян и основательница и CEO hollyshop Кристина Тишкова поделились личным опытом.

Антон Телишевский, маммолог-онколог, пластический хирург клиники «Рами» и Ramiclinic Residence

Причины появления онкологических заболеваний можно отследить и распознать. Антон Телишевский рассказал, что в особо уязвимые группы входят девушки: с носительством генетических мутаций, ранее перенесшие онкозаболевания, после воздействия облучения, у которых два и более близких родственников перенесли онкозаболевания, ранним менархе (появление первой менструации у девочек в возрасте до 10 лет — Прим. ред.), поздней менопаузой, не рожавшие, с избыточным весом, а также регулярно употребляющие алкоголь.  

К сожалению, сегодня рак молочной железы все чаще обнаруживают у молодых пациенток. Это связано с изменениями условий жизни .В их числе загрязненный воздух, быстрые перекусы, стресс и другие негативные факторы. 

Однако большую роль играют современные способы диагностики и отношение девушек к заболеванию. Появились новые программы скрининга, увеличилась осознанность граждан и желание заботиться о своем здоровье. Это помогает выявить опухоль на ранних стадиях. 


Татьяна Чичканова, онколог, онкомаммолог, рентгенолог, эксперт БФ «Дальше»

Онколог Татьяна Чичканова рассказала, что сегодня рак молочной железы успешно лечится. На ранних стадиях – нулевой и первой – вероятность успешного лечения онкозаболевания превышает 95 %. На более поздних стадиях этого достичь сложнее, но возможно.

«Сейчас принята концепция контролируемого рака. С помощью современных таргетных препаратов, которые подбираются индивидуально, можно годами сдерживать рост болезни. И если случается рецидив, у нас есть инструменты, чтобы снова вернуть заболевание под контроль. С таким диагнозом можно жить долго и полноценно», – добавила врач.

Основные методы диагностики остались прежними, но добавились новые технологии:

Томосинтез и контрастная спектральная маммография. Позволяют получить объемное изображение и разглядеть самые маленькие и незаметные опухоли.

УЗИ с эластографией. Оценивает плотность и эластичность тканей и часто помогает отличить доброкачественное образование от злокачественного без биопсии. 

МРТ с контрастом. Обнаруживает изменения, невидимые для других методов.

В дальнейшем при необходимости для уточнения диагноза назначаются следующие исследования:

Кор-биопсия. Единственный метод, который практически со 100% точностью подтверждает или исключает рак.

КТ, ПЭТ/КТ. Определяет стадию заболевания и позволяет выбрать наиболее эффективную тактику лечения.

Эксперт также добавила, что самое главное изменение – это органосохранное лечение. Сегодня врачи стремятся максимально сохранить молочную железу и окружающие ткани. Если опухоль обнаружена рано и лимфоузлы не повреждены, врачи удаляют только поврежденные опухолью ткани и используют технологию биопсии сторожевого лимфоузла (проверка всего одного-двух самых первых лимфоузлов). Если метастазов в них нет – остальные узлы сохраняются. 

Пациентки после такого лечения возвращаются к нормальной, полноценной жизни гораздо быстрее, уменьшая риски послеоперационных осложнений к минимуму. Обычно выписывают таких пациентов на следующий день.

Важно: Точный диагноз – залог успешного лечения. Поэтому надо обязательно выполнять все рекомендации врача и пройти полную диагностику.


Евгения Ананьева, клинический психолог, онкопсихолог, эксперт БФ «Дальше»

Во время лечения онкозаболевания важно сохранить не только физическое, но и психологическое здоровье. Онкопсихолог Евгения Ананьева рассказала, как можно справляться со стрессом в этот период.

Поддержка. Выбери в своем окружении того, кто сможет остаться спокойным и поддержать. С ним можно поделиться тревогой, выговориться и даже поплакать. Также можно обратиться к психологу. Главное – почувствовать поддержку. 

Мысли. Если не с кем поговорить, то выпиши все мысли так, как они приходят в голову. Не перечитывай и не думай, а просто позволь себе вывести тревогу наружу. 

Помощь. Внимательно слушай врача и выполняй все его предписания. Активно включайся в процесс лечения. Врачу без твоей помощи будет сложнее привести к ремиссии. 

Испытывать тревогу после окончания лечения – нормально, но нужно позволить себе выйти из этого состояния. Эксперт рекомендует:

Держать фокус внимания. Сосредоточься на том, что болезнь отступила, врач озвучил программу контроля и жизнь постепенно возвращается в привычное русло. 

Восстановить круг общения. Восстанови круг общения и проводи время с приятными тебе людьми. 

Наполнить жизнь активностью. Занимайся любимым делом: прежняя работа или, может быть, новая профессия. Планируй жизнь на годы вперед. Напоминай себе о том, что ты смогла со всем справиться и у тебя есть ради чего и кого жить дальше. 


От теоретических рекомендаций предлагаем перейти к практическому опыту. И на примере реальных историй показать, что проблема решаема, если вовремя обратить на нее внимание. Инна Комбарова, Эрмина Котанджян и Кристина Тишкова, перенесшие лечение от серьезнейшей болезни, но продолжающие полноценно жить, поделились, как узнали об онкологии, какие действия предприняли и что помогает им держаться на плаву и не опускать руки в сложный период.

В одно утро меня обнял муж и сказал, что шишка на груди – это ненормально. Она, собственно, и появилась этим утром после того, как я потянула руку. Я тут же записалась на обследование в частную клинику рядом с домом, но попала туда только через три дня – не было маммолога раньше. Жила в ужасном ожидании, а потом в кабинете врач сказала мне страшную фразу: «Ой, кажется, вы наш клиент».

Впереди ждали еще две больницы. В первой взяли пункцию, и диагноз подтвердился. Потом прошла большую часть обследований в НМИЦ им. Блохина, дополнительные пункции, и меня направили к главному хирургу и заведующей химиотерапии. Она мне сказала, что осталось жить две недели, ведь стадия последняя. Она же выгнала из кабинета моего мужа, заявив, что не будет при нем озвучивать детали. Я отказалась слушать все одна и потребовала говорить при нем. Уже не помню, как вышла из ее кабинета, но помню, что супруг собрал меня в кучу и отвез в НИИ им. Герцена. Там меня с улыбкой встретил Андрей Дмитриевич Каприн. Он был уверен, что я буду жить, и отправил на дообследование.

Но из НИИ Блохина меня не отпускали. Я была непреклонна, считала, что вылечить меня сможет только Каприн. На ПЭТ КТ обнаружили еще одну проблему: метастазы в позвоночнике. Они снижали уровень моих тромбоцитов, и обычная химиотерапия, что хотели капать мне в Блохина, меня бы и вправду убила за две недели, как пророчила заведующая.

На консилиуме в Герцена приняли решение пробовать двойную дозу таргетной терапии. Я завершила курс символично – на следующий день после 35-летия. Мы с мужем громко отгуляли наши юбилеи: было непонятно, что дальше, но решили жить на полную катушку. Сил было мало, но я понимала, что если лягу дома, то будет только хуже.

Опухоль исчезла, метастазы спят, но я все равно на постоянном контроле, потому что рак – малоизученная болезнь.

Потихоньку показатели начали выправляться, и вот уже два года я на терапии каждые три недели. Врачи не могут объяснить первопричину. Я не нахожусь в ремиссии, потому что метастазы пока невозможно убрать. Когда задаю вопрос об изменениях, мне отвечают: «Когда мы изобретем что-то новое». Я надеюсь и верю. Живу полной жизнью, ведь анализы очень зависят от моего настроения и новых впечатлений.


В один из вечеров в сентябре 2024-го я нащупала у себя уплотнение в правой груди, но думала, что это связано с циклом. Позже заметила, что шишка растет слишком быстро, испугалась идти к доктору. Мое мнение изменилось, когда услышала похожую историю от героини одного из моих интервью в рамках журналистского расследования о вакцине против рака.

В кабинете врача меня убеждали, что раковая опухоль не может так быстро расти и, скорее всего, это фиброаденома. На всякий случай предложили сделать биопсию. Через три недели мне тоном, которым сообщают, что у человека простуда, сказали: «К сожалению, у вас онкология, Эрмина. Идите поставьте печать в поликлинике». Что мне говорил доктор дальше, я не слышала. Тело бросило в жар, полностью оцепенело, а все последующие слова ощущались как шум, который не разобрать. Земля ушла из-под ног. Слезы не заканчивались. Меня захватил страх, ужас, полная неизвестность, а позже ощущение полной несправедливости. Мой прежний мир рухнул в одну секунду.

Я знала, что нельзя терять ни секунды. В пятницу вечером услышала диагноз, в понедельник уже встала на учет в Боткинскую больницу, подготовила все необходимые документы и услышала три мнения. Во вторник уже сидела у своего врача в МНИОИ им. Герцена. Помогла найти врача подруга Юля Трефилова. Благодаря ей я оказалась в руках лучших специалистов: Азиза Дильшодовича, который меня оперировал, Натальи Аблицовой и Карины Найдиной, которые ведут меня, поддерживают весь путь и наставляют, рентгенолога-маммолога Патимат Лабазановой и химиотерапевта Евгении Ратовой.

Современная медицина сильно продвинулась вперед в лечении рака.

Я все еще прохожу лечение от рака. В феврале 2025-го во время мини-операции мне вживили под кожу порт-систему, через которую проводились все курсы химиотерапии. Один курс – три капельницы с периодичностью раз в неделю. Первая капельница – самая тяжелая. Две другие – полегче. Через месяц после завершения химиотерапии 21 августа Азиз Дильшодович провел операцию. Дальше – лучевая терапия, которая начнется у меня с 15 октября.

Справиться с трудностями мне помогают дети, родители, младшие брат и сестра. Глядя на них я понимаю, что сдаваться не имею права. А вытаскивает из тяжелых состояний психотерапия. И, конечно, работа над своим образом мышления и жизни, прощание с обидами, с тем, что изжило себя и всем, что мешает двигаться в счастливое и здоровое будущее. Глобальная чистка везде и во всем – еще одна важная работа над собой для выздоровления.

Еще, думаю, надо наряжаться, чтобы продолжать чувствовать себя женщиной. Я прихожу на процедуры, как на праздник: в парике, головных уборах, аксессуарах и обязательно на каблуках. Никто со стороны никогда не догадывается, через что я прохожу. Я шучу, улыбаюсь медперсоналу, всегда в прекрасном настроении.

Учусь жить с диагнозом. Продолжаю быть мамой, хожу с подругами гулять, посещаю светские мероприятия, музеи, выставки, поздравляю с праздниками друзей, веду социальные сети. Да, это все становится делать тяжелее, но в то же время это и помогает продолжать чувствовать себя «нормальной».

Спорт держит меня на плаву. Все 18 химиотерапий я приезжала в студию пилатеса. У меня после операции был небольшой перерыв, но вскоре снова приступлю к тренировкам, доктор уже разрешил и меня это безмерно радует. Спорт помогает решить любую даже самую сложную задачу, дисциплинированно разделить на маленькие шаги. Главное – не переставать идти.

Самое страшное в раке – не узнать о нем. Ведь это может случиться с каждым, даже если у вас, как и у меня, нет никаких мутаций в генах.

Не слушайте никого, кто будет пугать, перекидывать на вас свои страхи и негативные эмоции. Сразу обозначьте, что вы не обсуждаете свой диагноз. Слушайте только врача. После того, как я публично рассказала о болезни, мне пишут сотни девушек, но я прошу этого не делать. Я готова помогать личным примером прохождения этого пути, но не имею никакого права давать советы и тем более названия препаратов. Чужие советы могут сыграть с вами злую шутку.

Единственный совет, который я постоянно всем даю и пишу в соцсетях: проверяйте грудь и организм каждый год. Чекап раз в год поможет вам поймать болезнь на ранней стадии и повысит шансы на выздоровление.


В июле 2024 во время планового чекапа обнаружила двухсантиметровое образование в груди. Маммолог определил это как фиброаденому – доброкачественное образование и рекомендовал удалить. Год жила прекрасную жизнь: путешествовала, открывала магазины, творила. Тогда я не почувствовала в этом угрозы, срочности и опасности. 

В мае 2025, через 11 дней после смерти мамы, решила удалить фиброаденому. Во время подготовки к операции сделали пункцию, которая показала наличие раковых клеток. Когда узнала, была в офисе. Меня на секунду придавило к дивану. А потом я просто начала смеяться.

Перед началом лечения я заморозила яйцеклетки, потому что мечтаю о втором ребенке. Верю, что смогу восстановиться и родить сама после завершения лечения, но возможный «план Б» дает дополнительную поддержку.

Посетила несколько онкологов для того, чтобы собрать разные мнения. Сделала маммографию, МРТ, ПЭТ КТ, биопсию. Гистологию делала два раза, в двух разных центрах (в том числе Блохина), чтобы исключить ошибку. В результате всех исследований был получен диагноз рак, вторая стадия, тройной негативный тип. Мой протокол лечения – 16 сеансов химиотерапии, затем резекция части молочной железы, курс лучевых.

1 июля начала лечение. Уже в августе, за неделю до своего дня рождения, на контрольном УЗИ были выявлены признаки полного патоморфоза – опухоль размером 3,5 см на старте полностью растворилась, исчезла. Это большая победа! Но пока промежуточная. Мне предстоит завершить протокол лечения и финальные результаты будут известны уже после операции.

Я не меняла планы, несмотря на страх и тревогу, продолжала работать, запускать проекты, проводить время с семьей и до начала лечения и в течение лечения.

Конечно, местами тревожно, накрывают эмоции. Но в целом мне спокойно сейчас. Вероятно, потому что у меня есть стойкий фундамент, сотканный из поддержки мужа, семьи, друзей, команды и каких-то невероятных людей, которых мне подарила жизнь. Я рада, что все это происходит и рада, что могу проживать происходящее именно так. А как развернется дальше, остается только смотреть.

Я хочу продолжать жить полноценно, насыщенно, счастливо, как и до постановки диагноза. Настолько, насколько будет позволять мое состояние. Не знаю, что сработало и работает прямо сейчас – психологический настрой, высокий объем внутренней энергии или молодое здоровое тело, которое способно выдерживать агрессивное лечение химией, но за три месяца лечения я продолжаю работать, заниматься спортом, путешествовать.

Я два раза прыгнула с парашютом, съездила в Баку на концерт Джастина Тимберлейка и в два путешествия с подругами и семьей. Еще сильнее ценю каждый день, каждый час и каждый момент, который проживаю.


Помни, что ты не одна. Рассказываем об организациях, к которым можно обратиться за помощью.

Благотворительный фонд «Дальше» предлагает комплексную бесплатную поддержку женщинам с таким диагнозом и их близким, а также ведет большую просветительскую работу, рассказывая о ранней диагностике и профилактике РМЖ. 

Контакты: dalshefond.ru

Горячая линия по вопросам рака груди 8 (800) 7074403

«Розовый октябрь» помогает узнать, как правильно следить за здоровьем груди, какие обследования и в каком возрасте проходить. 

Контакты: розовыйоктябрь.рф

На цифровой платформе «ВместеПлюс» можно получить онлайн-консультации онколога, психолога, юриста, диетолога и других специалистов. 

Контакты: vmesteplus.ru 

Благотворительный фонд AdVita помогает детям и взрослым с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями. 

Контакты: 8 (812) 3372733

Фонд «Александра» проводит консультации с онкологами и помогает найти информацию по лечению.

Контакты: 8 (915) 1968494 


Текст: Наре Григорян, Анна Булатова

Реклама
Рекомендуем