#ЭКСКЛЮЗИВ

Побеждая лед: откровенная история фигуриста Ильи Авербуха

Первого июля в олимпийской столице России — Сочи, в ледовом дворце «Айсберг», состоялась премьера шоу-спектакля «Ромео и Джульетта». В новой постановке принимают участие более 100 человек, в том числе звезды мирового фигурного катания – Алексей Ягудин (37), Роман Костомаров (40), Татьяна Волосожар (31) и многие другие. В честь премьеры спектакля PEOPLETALK будет регулярно рассказывать тебе истории о том, как преодолеть преграды и самого себя, чтобы достичь мечты! Первая история – Ильи Авербуха (43), заслуженного мастера спорта России и режиссера-постановщика шоу.


Часть первая. Мне 12 лет. Я бесперспективный одиночник, которого выгнали отовсюду, по инерции перешедший в танцы на льду. Я тренируюсь в группе Лидии Кабановой, без партнерши и без особых шансов на ее появление. Единственное, что мотивирует меня на тренировки, это Татьяна Тарасова. Каждый день я приезжаю за два часа до своей тренировки, чтобы подняться на балкон Стадиона юных пионеров и оттуда увидеть, как она работает с Бестемьяновой и Букиным… Это было магическое действо, я не сводил с нее глаз, мне было интересно все: как показывает движения, как ругается на них, как реагирует на их капризы и, главное, как из ничего вдруг рождается ураган, сметающий все на своем пути. Ну и, конечно, я мечтал… Мечтал, что когда-нибудь великая Тарасова увидит меня и даст мне шанс! Так прошел год, в течение которого «мальчик на балконе» каждый день смотрел на нее, влюбленный в работу знаменитой Татьяны Анатольевны! И вот он – этот день! Не знаю, что задержало ее после тренировки… Прошла заливка, мы (группа Кабановой – 20 человек) выскочили на лед, и – вот чудо! Она стоит у борта и о чем-то с кем-то говорит. Как я лез из кожи вон тогда – не передать словами! Я знал, что у меня есть всего несколько минут, прежде чем она уйдет. До сих пор помню эту пульсацию в висках: «Ну посмотрите на меня, ну посмотрите…» И тут я слышу за спиной: «Лида, что это за мальчик?» Я не буду кокетничать, говоря, что думал: это не про меня, я чувствовал, я знал, что это вопрос обо мне. Меня распирало – неужели случилось?! Дальше зазвучало волшебное: «Эй, ты, ты-ты, быстро подойди сюда!» Это «эй, ты, ты-ты» звучало как песня! «Как зовут? Сколько лет? Тринадцать? Ну ничего, Лида, позвоните Черняевой (мама Марины Анисиной), скажите, что я для ее Марины нашла партнера, пусть приезжает и смотрится с ним, будет хороший вариант». И дальше, не прощаясь, набросив гигантский шарф, она удалились… Через полтора года в паре с Мариной Анисиной я стал самым молодым чемпионом мира среди юниоров, выиграв этот титул в 15 лет в Колорадо-Спрингси потом еще повторив этот успех на других чемпионатах мира. Правда, есть в этой почти сказочной истории и ложка дегтя. Мама Марины очень просила Тарасову, чтобы мы катались у нее,но Татьяна Анатольевна сказала, что ей точно не до нас, и мы ушли…

Часть вторая. У нас с Ириной Лобачевой абсолютно провальный сезон. Став первой парой России, мы впервые за всю историю современных советских и российских танцев на льду становимся парой, которая не вошла в призовую тройку ни на мире, ни на Европе, став и там и там четвертыми. Пресса проезжает по нам катком, мы совсем выбиты из колеи. И тут второй раз в моей жизни раздается эта прекрасная песня: «Эй, ты, ты-ты…» Все в мире фигурного катания знают: если Тарасова берется, значит, она видит в тебе чемпиона! Это не может не окрылять! И когда она сказала, что ей было бы интересно с нами поработать, это было как луч надежды в, казалось бы, уже беспросветной нашей ситуации. Мы с Ириной решили попробовать… Был очень тяжелый разговор с нашими тренерами Натальей Линичук и Геннадием Карпоносовым, после которого я позвонил Татьяне Анатольевне и сказал: «Мы готовы!» Она сказала, что надо немного подождать,чтобы уладить бытовые проблемы, связанные с нашим размещением, и начнем работу. Прошло все лето. Мы ждали… В начале сентября нам сказали, что принято решение взять другие два дуэта (канадский и итальянский). Луч погас… Страшнее всего было то, что это означало: Тарасова не видит в нас чемпионов. Мы вернулись к Линичук, и дальше каждый день моей работы был подчинен одному: доказать Татьяне Анатольевне, что она ошиблась, взяв их, а не нас! Мы не выиграли Олимпиаду… Но обошли там и канадцев, и итальянцев, которых выводила на старт она…

Ирина Лобачева и Илья Авербух (1999)

Что объединяет эти две истории? Что, дважды подозвав меня к себе и дважды по той или иной причине, вполне, кстати, оправданной,отказавшись со мной работать, она стала главным мотиватором всей моей спортивной карьеры! А главное, что я как боготворил ее тогда, стоя на балконе Стадиона юных пионеров, так и продолжал боготворить!

Илья Авербух и Татьяна Тарасова

Часть третья. Мой звонок: «Татьяна Анатольевна, можно с Вами встретиться, я хочу рассказать Вам о новом телевизионном проекте». И вот я с директором Катей Цанава в ее гостиной! Сколько лет я мечтал попасть в эту легендарную комнату, о которой ходили небывалые истории,где бывали все ее знаменитые ученики,где все вместе выбирали музыку для новых программ,где рождались идеи,где стоял невероятной красоты рояль и ходил сам Анатолий Тарасов! Это было что-то невероятное! Думаю, что ни она, ни я не думали тогда, насколько серьезно и глубоко этот проект войдет в нашу жизнь! Что он станет настолько популярным и нам предстоит целое десятилетие совместного сотворчества! И ведь ничего, по сути, не изменилось!Начиная ставить каждый танец, я смотрю на него ее глазами,потому что ее оценка – самая важная! А значит, по-прежнему это моя главная творческая мотивация! Татьяна Анатольевна вырастила из меня режиссера и постановщика,возможно, передав мне самое дорогое! Может, поэтому меня не брали к себе,наверное, видели меня для чего-то другого? Мне хочется думать, что это именно так! Ведь Татьяна Анатольевна – человек-интуиция,чья антенна настроена на прямую связь с божественным…Она видит все настолько ясно и точно, это и называется гениальностью. Все гениальное просто! Только избавиться от шелухи могут лишь абсолютные гении.

Сейчас, создавая спектакль «Ромео и Джульетта», я так или иначе думаю о реакции человека, который помог мне стать собой творчески. Пробуя что-то новое, я не думаю ни об успехе, ни о провале. Самое важное, что есть для меня, – творчество. Четыре месяца день ото дня я проживаю историю, написанную Шекспиром. Проживаю ее разными героями, анализирую и перекладываю на лед. Теперь, когда спектакль живет, я счастлив, что все встало на свои места. Все артисты ежедневно перевоплощаются и показывают настоящую театральную драму в двух актах. Единственное отличие от привычного театра – действие происходит на льду! И я искренне хочу поделиться всем этим богатством со зрителем. Банально, но лето – это маленькая жизнь, для меня эта жизнь носит имя «Ромео и Джульетта», проживаем мы ее в Сочи, в Олимпийском парке, в ледовом дворце «Айсберг», в кругу большой семьи в составе семи олимпийских чемпионов. Думаю, если не я, то они точно могут стать для кого-то мотиватором.

До встречи на спектакле!