#ЭКСКЛЮЗИВ

Почему не стоит ругать новое «Простоквашино» и что мешает нам снимать, как Pixar? Интервью с генеральным директором и продюсером «Союзмультфильма»

Побывать в «Союзмультфильме» – почти то же самое, что телепортироваться в детство на несколько часов. Еще на улице тебя встречают любимые герои: Винни Пух, Пятачок и легендарное трио из Простоквашино. Они же – на стенах и дверях длинных студийных коридоров, где создаются одни из лучших проектов современной российской анимации. В золотые времена «Союзмультфильм» выпускал легендарных «Бременских музыкантов», «Маугли», «Малыша и Карлсона», «Умку», «Чебурашку» и многие другие мультфильмы, считался крупнейшей анимационной студией в Европе, а затем столкнулся с многосторонним кризисом: кадровым, производственным, творческим. На то, чтобы оправиться от его последствий, ушло несколько десятилетий, но в том виде, в котором многие помнят студию, она уже не вернулась.

Это не значит, что она стала хуже (напротив, сейчас «Союзмультфильм» находится на пороге нового большого этапа в развитии и переживает подъем), просто была уже другой.

Генеральный директор «Союзмультфильма» Борис Машковцев в нашем разговоре замечает (и вполне справедливо), что сейчас она воспринимается как нечто ностальгическое, воспоминание из собственного детства, ценное с одной стороны, но осложняющее нынешнюю работу аниматоров с другой: «Родители ждут, что мы подарим им чувство ностальгии, а мы считаем необходимым работать для современных детей, хотя в новых сериях часто можно встретить отсылки к классике: мы хотим, чтобы наши мультфильмы были территорией для диалога между взрослым и ребенком».

«Приветом» из прошлого, пожалуй, можно назвать и новое «Простоквашино» 2018 года  и «Ну, погоди! Каникулы» 2021 года. Тогда осовремененные версии советской классики столкнулись с критикой (справедливости ради стоит сказать, что звучала она в основном от старшего поколения, которое еще помнит оригиналы) и вопросом «зачем?», на который Борис Машковцев сейчас отвечает так: «Первое впечатление взрослой аудитории было ожидаемо неоднозначным, ведь это другое кино, в котором нет ничего из их детства. Но если бы мы сделали то же самое, прямое продолжение классики – нас бы не поняли современные дети.

Проекты «Союзмультфильма» – это всегда разговор с ребенком.

И говорить с ним надо о том, что его окружает сейчас, на одном с ним языке». 

Современные российские анимационные проекты сегментированы по возрастным категориям. «С помощью маркетологов и детских психологов мы поняли, что запрос современного ребенка меняется очень быстро, поэтому каждому нужен свой уровень сложности. Малышей важно не перегружать сложностью контента, а дошкольникам — рассказывать не примитивно, но при этом легко.

В нашей стране за последние 20 лет сложилась система, где основным доходом для анимационных продюсеров является как раз дошкольная аудитория. Почему? Она самая прибыльная.

Это тот возраст, в котором родители покупают детям максимальное количество брендированных товаров, а это примерно половина доходов анимации».

Если кино оказывается удачным и получает продолжение, то возрастной порог начинает увеличиваться пропорционально росту своего зрителя, но примеров массовой, семейной анимации в России немного, а из тех, которые на слуху, можно выделить разве что «Трех богатырей». «Союзмультфильм» эту ситуацию планирует исправлять: «Рынок готов брать анимацию для школьников, которая ранее выпала из поля деятельности. Не было способов получать от нее доход, даже способов показать, кроме телеканалов или YouTube. А идея хороша только тогда, когда ты можешь донести ее до зрителя удобным ему, пусть и не классическим, способом. Если для этого надо научиться пользоваться платформами, значит, мы это сделаем».

Вообще, особенности аудитории и ее возраста для анимации значат гораздо больше, чем может показаться сначала. Именно в ней (и, конечно, в технических возможностях), например, кроется ответ на избитый вопрос: а почему мы не делаем что-то уровня, допустим, пиксаровской «Души»? Борис Машковцев на это понимающе смеется и объясняет: «Фильмы, снятые голливудскими мейджорами, рассчитаны на максимально широкую аудиторию – семьи, подростки, дети. В западных странах опыт их создания оттачивался много лет, налаживались рыночные механизмы. На уровне статистики самая большая аудитория кинотеатров – люди от 15 до 35 лет — возраст, с которым российские аниматоры пока еще не умеют коммуницировать, а когда научатся, все равно еще какое-то время не смогут позволить себе голливудских бюджетов. Для выхода на глобальный рынок нужно подождать несколько десятилетий, в то время, когда тот же Disney уже имеет гарантированные каналы сбыта и, производя дорогое кино, точно знает, что оно будет продано. Мы такую систему только выстраиваем – это вопросы доверия, компетенции, специалистов, времени и экономики». С последней, как он отмечает, анимация связана тесно, хотя та же тяжелая для многих пандемия индустрии сыграла даже на руку: в первый год производство «Союзмультфильма» увеличилось на 40 %, во второй – в два раза.

Сейчас же у студии новые вызовы: популяризировать профессии анимационной отрасли (дефицит кадров давно считается одной из главных проблем индустрии, и Борис Машковцев это в очередной раз подтверждает)  в том числе, за счет образовательных программ в регионах, а также не растерять систему распространения и финансирования. 

Анимация в целом – дорогой вид искусства, поэтому и деньги для нее имеют чуть ли не первостепенную важность. Генеральный продюсер «Союзмультфильма» Юлия Осетинская, например, рассказывает, что одна серия мультсериала в 2D технике (длятся они, как правило, от шести до десяти минут) требует порядка 4 миллионов рублей и от трех до шести месяцев работы, а в остальном все зависит от количества персонажей, их «активности» в кадре, локаций, формата, насыщенности. Дороговизна производства требует, конечно, и тщательного отбора того, что будет взято в работу: «Важно, чтобы дети увлеклись этим миром, захотели подружиться с его персонажами или идентифицировать себя с ними. Сюжетно мы каждый раз стремимся к уникальности, к тому, чего еще не было ни у нас, ни у наших конкурентов, но пересечения там все же случаются.

Понятно, что все хотят донести ребенку прописные истины про дружбу, любовь, взаимовыручку и что каждый раз ты просто переписываешь все эти истории другими словами, но я не вижу в этом ничего плохого.

Один и тот же смысл от разных героев считывается по-разному». 

Она же рассказывает о ближайших проектах культовой отечественной студии – 1 мая, например, на большие экраны вышла долгожданная для всей команды премьера исторического мультфильма «Суворов: Великое путешествие» о легендарном полководце (работа над первым полным метром студии для массового зрителя за долгое время велась в общей сложности восемь лет и переходила от команды к команде). И о тех, которые уже успели полюбиться зрителям. За прошлый год «Союзмультфильм» представил публике «Еноток» для самой младшей аудитории, отметивших в этом апреле год, «Чуч-Мяуч» о котике, исполняющем по два желания своей хозяйки в день, «Крутиксов» о супергероях, сделанных совместно c Bubble Comics (Майора Грома придумали именно они) и другие истории, герои которых в виде мягких игрушек в ряд сидят на столе Юлии Осетинской.

На доске в ее кабинете большими буквами написано: «Почему ребенок должен это полюбить?» И ответ на этот вопрос в студии, кажется, нашли.

Сейчас эпизоды их мультсериалов собирают по несколько сотен тысяч просмотров только на YouTube, авторские фильмы «Союзмультфильма» получают в России и за рубежом порядка 30 призов ежегодно, а «Суворова» называют одной из главных анимационных премьер этой весны. Да, свое советское наследие здесь нежно любят и берегут, но вопрос о том, куда делся старый «Союзмультфильм», в 2022-м, пожалуй, теряет свою актуальность и смысл.

По крайней мере, через пару десятков лет тот же вопрос наверняка будет задавать уже подросшее поколение про мультфильмы, становящиеся современной классикой прямо сейчас.