Логотип Peopletalk

Почему не стоит ругать новое «Простоквашино» и что мешает нам снимать, как Pixar? Интервью с генеральным директором и продюсером «Союзмультфильма»

Главное изображение статьи
Купить рекламу

Побывать в «Союзмультфильме» – почти то же самое, что телепортироваться в детство на несколько часов. Еще на улице тебя встречают любимые герои: Винни Пух, Пятачок и легендарное трио из Простоквашино. Они же – на стенах и дверях длинных студийных коридоров, где создаются одни из лучших проектов современной российской анимации. В золотые времена «Союзмультфильм» выпускал легендарных «Бременских музыкантов», «Маугли», «Малыша и Карлсона», «Умку», «Чебурашку» и многие другие мультфильмы, считался крупнейшей анимационной студией в Европе, а затем столкнулся с многосторонним кризисом: кадровым, производственным, творческим. На то, чтобы оправиться от его последствий, ушло несколько десятилетий, но в том виде, в котором многие помнят студию, она уже не вернулась.

Это не значит, что она стала хуже (напротив, сейчас «Союзмультфильм» находится на пороге нового большого этапа в развитии и переживает подъем), просто была уже другой.

Генеральный директор «Союзмультфильма» Борис Машковцев в нашем разговоре замечает (и вполне справедливо), что сейчас она воспринимается как нечто ностальгическое, воспоминание из собственного детства, ценное с одной стороны, но осложняющее нынешнюю работу аниматоров с другой: «Родители ждут, что мы подарим им чувство ностальгии, а мы считаем необходимым работать для современных детей, хотя в новых сериях часто можно встретить отсылки к классике: мы хотим, чтобы наши мультфильмы были территорией для диалога между взрослым и ребенком».

«Приветом» из прошлого, пожалуй, можно назвать и новое «Простоквашино» 2018 года  и «Ну, погоди! Каникулы» 2021 года. Тогда осовремененные версии советской классики столкнулись с критикой (справедливости ради стоит сказать, что звучала она в основном от старшего поколения, которое еще помнит оригиналы) и вопросом «зачем?», на который Борис Машковцев сейчас отвечает так: «Первое впечатление взрослой аудитории было ожидаемо неоднозначным, ведь это другое кино, в котором нет ничего из их детства. Но если бы мы сделали то же самое, прямое продолжение классики – нас бы не поняли современные дети.

Проекты «Союзмультфильма» – это всегда разговор с ребенком.

И говорить с ним надо о том, что его окружает сейчас, на одном с ним языке». 

Современные российские анимационные проекты сегментированы по возрастным категориям. «С помощью маркетологов и детских психологов мы поняли, что запрос современного ребенка меняется очень быстро, поэтому каждому нужен свой уровень сложности. Малышей важно не перегружать сложностью контента, а дошкольникам — рассказывать не примитивно, но при этом легко.

В нашей стране за последние 20 лет сложилась система, где основным доходом для анимационных продюсеров является как раз дошкольная аудитория. Почему? Она самая прибыльная.

Это тот возраст, в котором родители покупают детям максимальное количество брендированных товаров, а это примерно половина доходов анимации».

Если кино оказывается удачным и получает продолжение, то возрастной порог начинает увеличиваться пропорционально росту своего зрителя, но примеров массовой, семейной анимации в России немного, а из тех, которые на слуху, можно выделить разве что «Трех богатырей». «Союзмультфильм» эту ситуацию планирует исправлять: «Рынок готов брать анимацию для школьников, которая ранее выпала из поля деятельности. Не было способов получать от нее доход, даже способов показать, кроме телеканалов или YouTube. А идея хороша только тогда, когда ты можешь донести ее до зрителя удобным ему, пусть и не классическим, способом. Если для этого надо научиться пользоваться платформами, значит, мы это сделаем».

Вообще, особенности аудитории и ее возраста для анимации значат гораздо больше, чем может показаться сначала. Именно в ней (и, конечно, в технических возможностях), например, кроется ответ на избитый вопрос: а почему мы не делаем что-то уровня, допустим, пиксаровской «Души»? Борис Машковцев на это понимающе смеется и объясняет: «Фильмы, снятые голливудскими мейджорами, рассчитаны на максимально широкую аудиторию – семьи, подростки, дети. В западных странах опыт их создания оттачивался много лет, налаживались рыночные механизмы. На уровне статистики самая большая аудитория кинотеатров – люди от 15 до 35 лет — возраст, с которым российские аниматоры пока еще не умеют коммуницировать, а когда научатся, все равно еще какое-то время не смогут позволить себе голливудских бюджетов. Для выхода на глобальный рынок нужно подождать несколько десятилетий, в то время, когда тот же Disney уже имеет гарантированные каналы сбыта и, производя дорогое кино, точно знает, что оно будет продано. Мы такую систему только выстраиваем – это вопросы доверия, компетенции, специалистов, времени и экономики». С последней, как он отмечает, анимация связана тесно, хотя та же тяжелая для многих пандемия индустрии сыграла даже на руку: в первый год производство «Союзмультфильма» увеличилось на 40 %, во второй – в два раза.

Сейчас же у студии новые вызовы: популяризировать профессии анимационной отрасли (дефицит кадров давно считается одной из главных проблем индустрии, и Борис Машковцев это в очередной раз подтверждает)  в том числе, за счет образовательных программ в регионах, а также не растерять систему распространения и финансирования. 

Анимация в целом – дорогой вид искусства, поэтому и деньги для нее имеют чуть ли не первостепенную важность. Генеральный продюсер «Союзмультфильма» Юлия Осетинская, например, рассказывает, что одна серия мультсериала в 2D технике (длятся они, как правило, от шести до десяти минут) требует порядка 4 миллионов рублей и от трех до шести месяцев работы, а в остальном все зависит от количества персонажей, их «активности» в кадре, локаций, формата, насыщенности. Дороговизна производства требует, конечно, и тщательного отбора того, что будет взято в работу: «Важно, чтобы дети увлеклись этим миром, захотели подружиться с его персонажами или идентифицировать себя с ними. Сюжетно мы каждый раз стремимся к уникальности, к тому, чего еще не было ни у нас, ни у наших конкурентов, но пересечения там все же случаются.

Понятно, что все хотят донести ребенку прописные истины про дружбу, любовь, взаимовыручку и что каждый раз ты просто переписываешь все эти истории другими словами, но я не вижу в этом ничего плохого.

Один и тот же смысл от разных героев считывается по-разному». 

Она же рассказывает о ближайших проектах культовой отечественной студии – 1 мая, например, на большие экраны вышла долгожданная для всей команды премьера исторического мультфильма «Суворов: Великое путешествие» о легендарном полководце (работа над первым полным метром студии для массового зрителя за долгое время велась в общей сложности восемь лет и переходила от команды к команде). И о тех, которые уже успели полюбиться зрителям. За прошлый год «Союзмультфильм» представил публике «Еноток» для самой младшей аудитории, отметивших в этом апреле год, «Чуч-Мяуч» о котике, исполняющем по два желания своей хозяйки в день, «Крутиксов» о супергероях, сделанных совместно c Bubble Comics (Майора Грома придумали именно они) и другие истории, герои которых в виде мягких игрушек в ряд сидят на столе Юлии Осетинской.

На доске в ее кабинете большими буквами написано: «Почему ребенок должен это полюбить?» И ответ на этот вопрос в студии, кажется, нашли.

Сейчас эпизоды их мультсериалов собирают по несколько сотен тысяч просмотров только на YouTube, авторские фильмы «Союзмультфильма» получают в России и за рубежом порядка 30 призов ежегодно, а «Суворова» называют одной из главных анимационных премьер этой весны. Да, свое советское наследие здесь нежно любят и берегут, но вопрос о том, куда делся старый «Союзмультфильм», в 2022-м, пожалуй, теряет свою актуальность и смысл.

По крайней мере, через пару десятков лет тот же вопрос наверняка будет задавать уже подросшее поколение про мультфильмы, становящиеся современной классикой прямо сейчас.

Купить рекламу

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.