Почему все ждут мистический хоррор «Носферату» с Лили-Роуз Депп и Биллом Скарсгардом
Мировая премьера «Носферату» Роберта Эггерса («Ведьма» и «Маяк») состоится только 25 декабря, однако критики, видевшие фильм, уже хвалят его за жуткую атмосферу и игру актеров. На Rotten Tomatos рейтинг готической сказки о вампире составляет 94 %. Разбираемся, чем именно так интересен фильм.
Дух и визуальный стиль немецкого экспрессионизма
Начнем с того, что лента Эггерса является ремейком признанного шедевра немого кино «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау, снимавшего в жанре немецкого киноэкспрессионизма. Для этого направления характерны съемка субъективной камерой (шатающейся) и под голландским углом (то есть под наклоном), фокус на состоянии психики героя на грани безумия, апокалиптическая атмосфера, чувство затаенной тревоги и заговора, фатализм, наличие двойников, гротескные, будто изломанные, геометрические и нереалистичные декорации, а главное – бездонное зло, от которого невозможно сбежать. Все эти компоненты также присутствуют в новом фильме.
Добавим, что сюжет оригинальной ленты основан на романе «Дракула» Брэма Стокера, однако Мурнау не смог договориться о приобретении прав на экранизацию, поэтому изменил название и некоторые детали. Однако ему не удалось избежать суда: вдова писателя добилась приостановления показа и уничтожения всех копий фильма. Благодаря сохранившейся копии во Франции его удалось восстановить и сделать доступным для публики. Позднее в 1979 году Вернер Херцог сделал ремейк фильма под названием «Носферату – призрак ночи», который имел большой коммерческий успех и отклик зрителей. Уже в 2000 году свет увидел фильм «Тень вампира», вольно пересказывающий судьбу оригинальной ленты «Носферату, симфония ужаса». Об этом стоит знать перед просмотром нового ремейка, который, судя по отзывам, оказался удачным.
Сюжет «Носферату» Эггерса рассказывает об одержимости девушки Хелены (Лили-Роуз Депп) страшным вампиром, графом Орлоком (Билл Скарсгард), влюбившимся в нее. Ее жених Томас Хаттер (Николас Холт) прибывает в замок Трансильвании, чтобы заключить контракт с загадочным хозяином. Однако владелец дома решает задержать гостя, чтобы добраться до его невесты, напоминающей его трагически погибшую возлюбленную из далекого прошлого. Тем временем, оккультист и охотник на вампиров профессор фон Франц (Уиллем Дефо) идет по следу жертв Орлока, чтобы избавить мир от монстра.
Актерская игра
Джефф Эвинг из Collider высоко оценил актерский состав и игру.
«Скарсгард неузнаваем в роли графа Орлока, завораживающего своим таинственным акцентом и властностью. Невероятная трансформация подтверждает его разноплановость как актера. Лили-Роуз Депп прекрасно балансирует между невинностью, эротизмом и ужасом, показывая лучшую игру этого года. И, наконец, трио замыкает Николас Холт в роли доброго, поначалу слабого и затем загнанного в угол, но до конца преданного мужа».
Питер Дебрюге из Variety похвалил «Носферату» Эггерса за сходство с оригиналом, но в то же время с сожалением отметил, что многие интересные режиссерские находки утонут в визуальном изобилии.
«Слабое место фильма – претенциозные диалоги, «сонный» темп действия и слабая актерская игра, особенно Лили-Роуз Депп в роли обреченной девицы».
Предположительно, жеманная актерская игра была намеренным ходом режиссера. Дело в том, что в немом кино в основном играли театральные актеры, которые не привыкли играть на камеру и выступали так, чтобы их было слышно даже на галерке. Также из-за отсутствия звука акцент был на жестах. Современному зрителю такая манера может показаться гротескной и неестественной, особенно если Эггерс намеренно решил следовать духу оригинала.
Питер Брэдшоу из The Guardian обратил внимание на психологизм второго ремейка: фрейдиский подтекст фильма, исследующий влечение и отвращение Хелен к вампиру.
Дуализм и язычество
В рецензии Hollywood Reporter автор отмечает дуализм образа Эллен, которую сыграла Лили-Роуз Депп. В молитве она обращается к некоему духу, и несмотря на чистоту души в ней есть тяга к язычеству. Билл Скарсгард, сыгравший вампира, обращается к ней на дакийском – мертвом балканском языке, что добавляет истории «потусторонней холодности». Рецензент Collider также назвал фильм «потрясающим мрачным визуальным шедевром, лучшим фильмом уходящего 2024 года».
Аутентичная стилизация
Большинство критиков похвалило потрясающую атмосферу ужаса и визуальные эффекты. Джейми Грэхэм из Empire отметил, что ремейк «Носферату» скорее является готической мелодрамой, чем хоррором. Картина не столько пугает, сколько завораживает красотой. Здесь также есть оммажи не только к оригиналу, но и другим фильмам о вампирах «Невинные» и «Дракула восстал из могилы» Фредди Фрэнсиса. Автор статьи подчеркнул романтизм и аутентичность созданного мира.
Кстати, ликбез о современных вампирах можно прочитать здесь.