#МОДА

Пойти на все ради «платья» Balenciaga, или Зачем fashion-бренды штампуют NFT: автор telegram-канала «Мамкина модница» о моде в виртуальной реальности и самой неоправданной покупке

Мы живем в эпоху тотальной диджитализации. Этот неоспоримый факт подтверждают игры с дополненной реальностью, таинственные метавселенные и загадочные NFT. О последней аббревиатуре мы делали материал еще в марте, отчаянно пытаясь объяснить, что это и кому оно нужно. Примерно тогда же на нашем сайте вышел лонгрид про метавселенные и их роль в нашей жизни и жизни мировых компаний. Спойлер: она оказалась немаленькой.

Крупные бренды принялись покорять виртуальную реальность, создавая в ней собственные миры и выпуская товары, которые можно купить, но нельзя потрогать. Конечно же, fashion-индустрия не осталась в стороне. Gucci, Balenciaga, Louis Vuitton, Ambush, Burberry, Etro, Tommy Hilfiger, Nike и Dolce & Gabbana одними из первых предложили своим преданным поклонникам купить NFT.

Gucci, например, выпустили виртуальные кроссовки, которые можно купить на маркетплейсе, а потом использовать в играх, японский бренд Ambush запустил NFT-коллекцию колец, а модный дом Louis Vuitton представил приключенческую игру-головоломку – Louis The Game.

Самое удивительное в этой виртуальной истории то, что несуществующие вещи иногда стоят дороже настоящих. К примеру, Gucci продали цифровую версию сумки Dionysus на игровой онлайн-платформе Roblox за $4100, то есть на $715 дороже физического оригинала. Так кто же все это покупает, а главное – как и зачем?

С этим вопросом мы обратились к автору telegram-канала «Мамкина модница» Инне Комбаровой, которая не так давно стала счастливой обладательницей NFT с эскизом платья самого Кристобаля Баленсиаги.

Инна Комбарова, автор telegram-канала «Мамкина модница»

Помимо разных очевидно девичьих интересов я периодически листаю криптоновости, назовем это так. Так вот, однажды там появилась информация о старте продаж NFT с магическим для всех модников словом Balenciaga. Бывший художественный руководитель бренда Лоренцо Рива, который трудился там в 80-е, достал эскизы руки Кристобаля Баленсиаги, согласился на сотрудничество с crypto.com и создал эксклюзивные NFT под названием Balenciaga: To the moon. Помимо кутюрных NFT среди покупателей обещали разыграть 20 оригинальных рисунков Кристобаля Баленсиаги, карту того самого магазина, кошелек или же сумку. Как легко догадаться – я купилась! «Ну а что, – подумала я, – если уж и начинать коллекционировать цифровое искусство, то с кутюрных платьев». И тут я столкнулась с суровой действительностью – теперь оплатить российской картой эту историю нельзя, нужна крипта, которой у меня не водилось, да и кошелька не было.

С этим вопросом я обратилась к самой подкованной подруге, мол, давай закину тебе рубли, а ты мне крипту, тем более что цена вопроса всего 100 долларов – ради эксперимента было не жалко. Но не тут-то было! Оказалось, что помимо монет нужен еще и аккаунт коллекционера на том самом crypto.com. В общем, мы создали чат с криптомиллионером, пока он пытался понять, что мы от него хотим, часики тикали.

Оказалось, что каждый дроп NFT строго ограничен, и у нас было всего 24 часа на все. В итоге я проснулась от сообщения, что эта NFT «летит» мне в подарок, так как всем было лень разбираться, как обменять рубли на крипту. Я обрадовалась, но опять слишком рано. Моя заветная картинка должна была сутки пролежать на аккаунте купившего ее и только потом отправиться ко мне на кошелек, которого у меня, конечно, не было.

Поэтому за 24 часа мне надо было разобраться, как этот кошелек создать. Рассказываю: скачиваем приложение Defi wallet, действуем по пунктам, и вуаля – вы в будущем! Ну, почти. Есть одно огромное «но». Обычный Defi кошелек может хранить вашу валюту и NFT, но через него вы никак не можете проводить торги, не можете принимать ставки на свои NFT, да и в целом не видны сообществу. В общем, вся романтика коллекционирования цифрового искусства теряет смысл.

Этого я, конечно, не знала, и моя нимфа в зеленом платье «прилетела» не туда. И тут началось самое сложное. Надо было ее каким-то образом транспортировать в кошелек коллекционера, который, оказывается, заводится автоматически при регистрации на сайте. То есть необходимости в создании еще одного кошелька нет, но об этом нигде не написано. И вот почему. Для того чтобы перевести NFT с одного кошелька на другой, нужно заплатить небольшую комиссию (около 200 рублей), но их нужно как-то внести, причем завести необходимо именно в валюте платформы Cronos. Запутались? Вот и я тоже. Но раз уж я вписалась в это, надо было довести дело до конца. Поэтому я написала все тому же криптомиллионеру и попросила скинуть немножечко CRO (сокращение от названия криптовалюты Cronos. – Прим. ред.).

Он скинул, только в другой валюте. И оказалось, что для того, чтобы перевести Ethereum (криптовалюта. – Прим. ред.) в Cronos, требуется заплатить около двух долларов комиссии за перевод, даже если перевести мне нужно один, мне, естественно, не хватало.

Тут мне уже стало стыдно писать в тот самый чат, и я начала искать посредников среди знакомых. Через пару дней нашелся один человек с крипто-кошельком и прислал мне 20 баксов в Ethereum, потому что меньше было нельзя. И вот всего полторы недели злоключений, четыре чата, пять человек помощников из четырех стран, взорванная линия поддержки crypto com и… моя нимфа в зеленом платье с луной у меня в кошельке коллекционера. Выглядит она вот так. Вы даже можете заскринить эту картинку, и вам ничего за это не будет.

Что я чувствую сейчас, спросите вы? Конечно, глобальное разочарование, ведь по факту оно того не стоило, но это бесценный опыт и возможность передать вам, что это огромная машина по выкачке денег у таких «чайников», как я. Ведь обладание этой картинкой не дает ничего, и даже обещанные «плюшки» в виде оригинала эскиза Кристобаля, кошелька или карты в магазин мне не достались, да и, скорее всего, не достались никому.

Изучив потом все процессы, я поняла, что цель профессионального покупателя NFT – перепродажа с получением выгоды, ведь тренд был именно на это. На тех же криптопанках некоторые заработали сотни тысяч, а то и миллионы долларов.

Цель художников более благородна – они могут не только внезапно заработать, но и стать знаменитыми в цифровой среде, даже если раньше они просто рисовали картинки на заказ. Теперь же любой мальчик из деревни может продать NFT New York Times, если грамотно проследит за трендами и разберется в законах и порядках продвижения в digital-среде. Сейчас на это есть огромный спрос, поэтому мой вам совет – лучше учитесь «рисовать» и создавайте свои NFT, а вот с покупкой я бы пока не торопилась – время, когда можно было купить картинку за несколько долларов, а потом продать за несколько миллионов, уже прошло.

Ваша Мамкина Модница