После стольких лет? Всегда: каким мы запомнили Алана Рикмана?
Великий британский актер, который за свою карьеру сыграл более 70 ролей, но в сердцах миллионов зрителей остался благодаря всего одной. Северус Снейп в «Гарри Поттере» в его исполнении будто сходил со страниц культовой истории, написанной Джоан Роулинг. Алан Рикман говорил, что, когда ему исполнится 80, дети, выросшие на сказке о мальчике, который выжил, станут его целевой аудиторией, но, к сожалению, увидеть этот момент ему было не суждено. Его не стало 14 января 2016 года в результате стремительно протекавшего рака поджелудочной железы, с которым актер боролся больше года. До своих 70 он не дожил пять недель. Сегодня, 21 февраля, в день рождения артиста вспоминаем, каким он был и каким навсегда останется на экранах.
Своей карьерой в кино актер обязан театру. На сцену Алан Рикман впервые вышел еще в школе в любительской постановке, но потом всерьез увлекся дизайном (учился в Школе искусства и дизайна, а затем в Королевском колледже искусств) и до 26 лет пробовал себя на этом поприще. Даже открывал вместе с друзьями студию в Сохо, но компания не приносила хороших денег, и тогда в его жизни появились театр и Королевская академия драматического искусства.
Успех, правда, пришел не сразу, и первую главную роль Алан Рикман получил к 40 годам – это был виконт де Вальмон, искусный сердцеед и интриган, в постановке «Опасные связи». Спектакль шел в Англии в середине 80-х, затем был показан на Бродвее и предопределил будущий успех актера.
Прямо в гримерку к нему постучались продюсеры «Крепкого орешка», предложив роль немецкого террориста Ганса Грубера. Она сделает Рикмана звездой 90-х и подарит индустрии новый тип кинозлодея – равнодушного убийцу в костюме с повадками джентльмена, захватывающего внимание зрителя, а самому Алану – славу виртуозного антагониста. К слову, еще на съемках «Крепкого орешка» начали пробиваться его режиссерские навыки: именно он предложил одеть своего персонажа в костюм и придумал сцену, в которой притворяется заложником.
Следующие роли Алана Рикмана в «Робин Гуде: Принце воров» (1991) и «Распутине» (1996) окончательно закрепили за ним статус экранного злодея, а последняя к тому же принесла первые в карьере «Золотой глобус» и «Эмми». Тогда на церемонии вручения награды Алан пошутил, что должна существовать номинация за «Лучшее исполнение самой мерзкой роли». На деле Рикман был тем актером, который прекрасно справлялся как с самыми жестокими антигероями, так и с романтичными любовниками (даже несмотря на зрелый возраст) и комедийными персонажами.
Отсюда в его карьере мелодрама Энтони Мингеллы «Верно, безумно, глубоко» (1991), экранизация романа Джейн Остин «Разум и чувства» (1995), фантастическая комедия «В поисках галактики» (1999), культовая «Догма» Кевина Смита (1999), грубая комедия «Гамбит» (2012) и даже биографическая драма «Творение Господне» (2004). В каждом из героев, будь то хладнокровный на вид и чувствительный внутри полковник или неверный супруг в давно ставшей классикой «Реальной любви» (2003), актер смотрелся органично.
Ему одинаково профессионально удавалось показать чувство зарождающейся любви, непробиваемое равнодушие, неприметность или надменность – во многом благодаря большому разноплановому опыту Северус Снейп позже и получился таким противоречивым, каким должен был быть.
Вообще, в своей фильмографии артист стремился к экспериментам, поэтому и за исполнение мрачного профессора зельеварения в волшебной саге согласился взяться только после встречи с Джоан Роулинг, которая убедила его, что речь идет о самом сложном герое истории. Среди актерского состава Алан Рикман был единственным человеком, знавшим финал.
«Гарри Поттер» открыл имя британского актера новому поколению зрителей, а его самого поднял на принципиально новый уровень. Северуса Снейпа ненавидели, любили, хотели убить, ему сочувствовали и сопереживали – от фильма к фильму (и так все восемь частей) именно его герой провоцировал на эмоции больше остальных. И забыть ту самую сцену, в которой он признается в вечной любви к Лили Поттер и запускает своего «Патронуса» – такого же, как у нее, – невозможно.
Для детской, по сути, истории тот драматический накал, который создавал Алан Рикман, был чем-то невероятным, но за пределами кадра он был как раз тем, кто умел разрядить обстановку и не упускал возможности пошутить над коллегами по поттериане: «На съемках третьего фильма в мою взрослую голову пришла идея поместить пукающую подушку в спальный мешок Дэниела Рэдклиффа».
Параллельно с «Гарри Поттером» он впервые за 30-летнюю карьеру снялся в мюзикле – кровавом драматическом триллере Тима Бертона «Суини Тодд» (2007) – и подарил свой голос (востребованным в озвучке он стал благодаря бархатному тембру) многим героям: роботу Марвину в «Автостопом по галактике» (2005), рыбе с амбициями по захвату мира в «Помогите! Я рыба» (2000) и мудрой гусенице в «Алисе в Стране чудес» (2010). А еще его можно увидеть танцующим танго или рассуждающим о любви на камеру в клипах знакомой актера Шарлин Спитери (Start A Family, In Demand).
Алан Рикман останется одним из самых запоминающихся экранных антагонистов со своим вечным «Всегда», талантливым режиссером («Зимний гость», «Версальский роман») и романтиком не только на съемочной площадке, но и в жизни. Актер всю жизнь прожил с первой и единственной девушкой, которую встретил, когда ему было 19, а ей – 18. Рима Хортон, как и большое кино, стала в его жизни постоянной переменной, хотя узаконили отношения они только спустя 47 лет знакомства в условиях абсолютной секретности.
Смерть шесть лет назад забрала у индустрии великого артиста и не менее великого человека, который говорил: «Я не делю людей на хороших и плохих. Чтобы быть актером, не нужно судить персонажа, которого вы играете, нужно видеть его как человека с определенными потребностями. И быть этим человеком». Получалось ли это у него? Да.