
Просто молчи и улыбайся: почему мы притворяемся, что любим искусство

Искусство многогранно. Разбираться во всех направлениях невозможно. Существуют сотни техник для написания картин и множество жанров театральных постановок. Но, как выяснилось, иметь эти знания необязательно, достаточно выучить базовые понятия, чтобы поддержать светскую беседу.
Заметим, что так думают не все, а только те, кто хочет произвести впечатление на окружающих. Ведь, как оказалось, искусство давно превратилось в способ нетворкинга и поиск полезных знакомств. Признаться в том, что выставка неинтересна, страшно, а сделать вид, что все понимаешь и экспозиция буквально завораживает – легко. Колумнисты PEOPLETALK авторы Telegram-канала Art Soulmate Кристина Середзинская и Юлия Бескорсая объяснили, почему подобная тенденция растет и что будет дальше.

Кристина Середзинская и Юлия Бескорсая
Вспомнилась тут одна история. Садимся в такси с утра, выезжаем на открытие в Новой Третьяковке. Таксист, увидев конечный адрес, удивленно оборачивается: «Вы в музей что ли?»
На наше уверенное «да», он продолжает: «Фоткаться или там кафе какое-то новое открыли?» Мы начинаем рассказывать, что открывается удивительная экспозиция, а мы спешим на пресс-показ. Таксист разочарованно вздыхает: «Странно, не думал, что такие девушки ходят в музеи…»


Когда мы поступали на искусствоведов в далеком 2017 году, мы и подумать не могли о том, что сфера искусства станет такой популярной. И вдруг – бум! Все начали им интересоваться. Безусловно, широкой публике не хватает контекстных знаний, а потому посещение музеев и галерей все больше превращается в «слепое созерцание» и модные фотосессии.
Стоит только вспомнить парня Кандалл Дженнер, который ради свидания с ней закрыл Лувр. Вот и нам, простым обывателям, тоже хочется заглянуть в музей. Зайти в ГЭС-2, и даже если музыкальный перфоманс не сильно понятен, то попробовать местный кофе на фоне березовой рощи.
В запрещенной социальной сети тут и там мелькают съемки отечественных брендов на фоне полотен Шишкина и Серова, Третьяковка на Кадашевской набережной и вовсе стала точкой притяжения всех столичных инфлюенсеров. Фото из музеев вдруг стали модными, а коллаборации с культурными институтами набирают все большую популярность. Рестораны разыгрывают билеты на «Щелкунчика», а банки организовывают вип-клиентам закрытые экскурсии. Очевидно, что эта тенденция нравится аудитории – следуя ей, ощущаешь себя словно выше обывательского уровня.
Искусство всегда было элитарным, теперь же каждый может почувствовать себя его частью. Подписчики устали от мерцающей, но пустой обертки. Если раньше ценилась внешняя привлекательность, то сейчас для интереса аудитории важнее интеллектуальная и духовная составляющие. Созерцая красивую картинку, публика стремится стать ее частью, покупает билеты на модные выставки и расхваленные спектакли, полагается на чужой вкус, забывая о том, что выбор искусства всегда индивидуален. Но для этого нужны глубинные знания, которых, увы, не хватает. А признаться в этом стыдно…

В западном менталитете культурная база закладывается с самого детства, начиная с детских экскурсий в музеях. У нас такая традиция только зарождается. Сложно спрогнозировать, насколько долго культурная повестка будет столь же актуальной. Однако искусство – объемная сфера, поэтому хотелось бы верить, что она заинтересует широкие массы по-настоящему.