Психолог Анастасия Афинская: уроки жизни изучаем в школе
Моя жизнь крепко связана с образованием: после первого высшего (оно было экономическим) стало очевидно, что, как бы я ни старалась учиться в школе и университете, этих знаний для жизни недостаточно. Однако на сей раз я пожелала изучить не управление персоналом или менеджмент качества − стали важны иные материи. Как научиться быть счастливой? Как наполнить гармонией свою семью? Как воспитывать сына? Так я занялась самообразованием: посещала тренинги, ездила на ретрит в Индию, изучала коучинг и трансерфинг, академическую психологию и ее инновационные ответвления. Я осознала, что хочу и могу изменить свою жизнь, что готова превратиться из королевы продаж в Женщину. Просто женщину, просто маму.
Прошли годы, теперь мой тренинг-центр известен по всей России, наши курсы даже прошли государственную сертификацию − единственные, кстати, среди всех психологических тренингов в России. Сегодня в моей жизни новый этап: сын подрастает, в прошлом году он пошел в первый класс и напомнил мне все самые интересные и болезненные школьные уроки, мои уроки. И под этим словом кроются не академические часы и школьные предметы, а закономерности, которые мы постигаем вместе с учителями. Так что сегодня я решила поразмышлять о школе, о том пути, который дети и родители каждый год начинают 1 сентября. Школу сегодня модно ругать, а я хочу привлечь твое внимание к тому, что мы и наши дети оттуда способны вынести.
Мы все вышли из школы и все многое там получили. Для меня это время было в первую очередь уроком взаимодействия с другими людьми. Наша семья много переезжала, и в моей жизни каждый год была новая школа, где мне приходилось налаживать отношения с учителями и одноклассниками. Так что школа для меня – не только и не столько природоведение и математика, это демонстрация того, как важно знать себя и хранить себе верность. Умение слышать себя, умение дружить, умение защищаться там хоть и не преподают как отдельные дисциплины, но прививают, несомненно.
Когда речь заходит о воспитании, я всегда обращаю внимание родителей на то, что происходит в доме. Уважение к себе и окружающим, чувство собственного достоинства воспитываются не в школе, в жизнь ребенка это привносят родители. Если мама и папа позволяют себе выплескивать негативные эмоции и состояния друг на друга, а тем более на детей, то ребенок привыкнет. Для меня лично это неприемлемо, как и для моей семьи. Поэтому, если кто-то начнет повышать голос на моего сына, я знаю, что он спросит, почему человек так разговаривает и что он себе сейчас позволяет. Гоша привык работать со своими состояниями и эмоциями, он знает, что злость, обида или досада − это не проблема, которую надо поскорее скинуть на другого человека.
Если ребенок живет в согласии со своим сердцем, с ощущением, что он ничего и никому не должен, то он в конфликтной ситуации просто поднимет глаза на учителя и спросит: «А почему вы так со мной говорите? Мама с папой со мной так не разговаривают, я к такому не привык. Вы, пожалуйста, успокойтесь». Научите ребенка отпускать плохое: совсем не сложно поговорить с мамой, а то и побить подушку да прокричаться, когда пришло время выплеснуть негатив. Тогда он будет готов задать правильные вопросы тому, кто начнет спускать свое зло на него. Если вы умеете честно и красиво постоять за себя, тогда и выросшему рядом с вами маленькому человеку не страшно сказать, что ему что-то не нравится, например: «Этот суп твой, мама, противный и холодный». Но мы же сами не хотим слышать правду, нам нравится быть обманутыми…
Школа адаптирует человека к миру и обществу, мы с сыном часто шутим, что это игра со своими правилами. Усвоил все? Добро пожаловать в дальнейшее образование и на работу!
Но на мой взгляд, самое страшное, что прививает нам школа, − это оценочное мышление. Двойки с пятерками форматируют наш мозг, приучают все измерять, на каждого человека наклеивать ярлычок, чтобы понимать процессы, которые разворачиваются в жизни. Люблю повторять: честность с собой − ключ от рая. Давайте признаем, что значительная часть процессов и результатов зависит от огромного числа самых разных факторов. Жизнь не так уж часто задает нам задачки, где решение одно, где все очевидно и однозначно.
Мой сын-второклассник недавно поделился тем, что до слез боялся получить двойку, ему показалось, что этим он подведет свою семью и учительницу. Оценки, хорошие или плохие, не должны быть камнем преткновения в отношениях детей и родителей. Если мама донесет до сына или дочки, что двойка − это не катастрофа, а территория для роста, ошибаться − и в школе, и в жизни − ребенку будет не страшно. Говорите с ребенком о том, что это станет его маленькой победой над собой вчерашним, над тем, который не умел писать, над тем, который боялся поднять руку. Не выстраивайте на фундаменте плохих оценок квартал страхов, выбирайте для своих детей лучшую жизнь! Ведь мы не всегда делаем правильные шаги. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Так что школа в каком-то смысле – это путь победы над своими страхами. Важно дать ребенку почувствовать, что вы с ним рядом во всех моментах жизни, что вы друзья, вы познаете этот мир вдвоем. Сейчас на пути встретилась школа, но завтра будет домик в деревне у бабушки, а послезавтра – чемпионат по каратэ. Все, что происходит, важно обсуждать и исследовать вместе, с юмором и задором, с любовью к жизни − вот моя позиция в общении с сыном Гошей.
Даже если ребенок попадает в неприятную ситуацию с учителями, не стремитесь идти на поводу у окружающих. Быть на стороне своего ребенка всегда и везде очень важно! В приятной ситуации и неприятной, когда он прав и когда ошибается, мама защищает интересы ребенка. Поэтому скажите, что разберетесь дома, в семье, обсудите все вместе и примете наилучшее для всех решение, а потом принесете его в школу. Не выносите ваше дитя на суд, не потрошите его, тем более когда ему и так плохо!
Не высмеивайте преподавателей, которые что-то не так, с вашей точки зрения, сказали. Говорите о том, что есть и такая грань, и такая система восприятия, эти люди думают таким образом. Они для нас не плохие, не хорошие, они просто такие и у них такие убеждения. Мы с тобой живем иначе, делаем другой выбор. Но для того чтобы ребенок это услышал и почувствовал, у вас должны быть свои ритуалы общения, свои праздники, что-то, что вас сближает снова и снова. Иначе получается, что ты просто доживаешь со своим ребенком до садика или школы, скорее отдаешь его педагогам – как тебя когда-то отдали – и быстро бежишь работать или устраивать личную жизнь.
Каждой маме хочется, чтобы ребенок пошел в правильную школу, чтобы там все было созвучно вашему мировосприятию и ценностям. Сейчас открываются очень интересные частные школы, работа которых основана не только на опыте советской педагогики, которую вкусили мы, школы без оценок. Однако общеобразовательные школы не так плохи, как о них любят говорить: силу духа воспитать там легче легкого. Мамочки, дорогие, осознайте: нет смысла отгораживать ребенка от жизни, но есть смысл эту жизнь обсуждать!