Мы оказались в новой реальности: бренды один за другим покидают просторы нашей Родины, а курс валюты неумолимо ползет вверх, практически не оставляя шансов на покупку брендовой одежды западных марок, ведь вместе с курсом взлетели и цены в рублях.
И если еще лет 10 назад купить предмет гардероба со статусом Б/У было сродни социальному самоубийству и внушало модницам ужас, то сейчас времена резко изменились.
Вообще-то они изменились еще несколько лет назад. Когда стало можным принимать и сдавать одежду на переработку и использовать в новых коллекциях вторичные материалы. А сейчас и подавно. Так что пальму первенства принимают resale-компании.
Что такое ресейл?
![](https://st.peopletalk.ru/wp-content/uploads/2021/06/1e4e9e9a31156184.jpg)
В переводе на русский resale означает «перепродажа». В основном в этой категории популярностью пользуются именно одежда, обувь и аксессуары класса люкс. Что, конечно, совсем не удивительно, учитывая стремительно растущие цены на рынке предметов роскоши. К примеру, весной этого года эксперты объявили о подорожании сырья (в частности, хлопка) на 30–35 %. Чтобы получить нужное количество материала для пошива одной футболки, нужно 2700 литров воды – столько в среднем человек выпивает за 900 дней. Такие процессы неизбежно ведут к индексации цен. Опять!
За последние годы доверие к сегменту перепродажи люкса действительно выросло. И главный двигатель процесса – нежелание переплачивать.
![](https://st.peopletalk.ru/wp-content/uploads/2021/06/dc69f0eb-0631-47d2-92be-4924b9de1ff5-1-scaled.jpeg)
Причем сегодня даже не надо тратить время на создание сайта, многие процессы отлично работают прямо на площадках наших любимых соцсетей. Вот что нам рассказали создатели одного из крупнейших в России ресейлеров Hunters (@___hunters___), продающие брендовые вещи через Instagram.
«Мы одними из первых 10 лет назад поняли, что ниша онлайн-продаж не занята. Нащупали ее благодаря потребности разгружать свой собственный гардероб и шкафы знакомых. Если до нас и были комиссионки, работающие с люкс-сегментом, то это были больше стационарные магазины, которые работали офлайн. У нас все полностью онлайн. В последнее время прирост клиентов колоссальный. Сейчас уже 165 тысяч подписчиков, и цифра постоянно растет. Раньше качели были на стороне желающих продать, но за последние два-три года процент покупателей увеличился на 40 %».
Как ресейл борется с российским пренебрежительным отношением к секонд-хенду?
![](https://st.peopletalk.ru/wp-content/uploads/2021/06/y.jpg)
Возможно, это наследие советского прошлого, но в России отношение к покупке из рук в руки все еще довольно скептическое. «Ты что, новое себе позволить не можешь?» – это самый распространенный вопрос, который слышишь, когда речь заходит о покупках в секонд-хенде. Компаниям приходится прибегать ко всевозможным маркетинговым уловкам – от смены названия до коллабораций с инфлюенсерами, чтобы доказать массовой аудитории, что ресейл может быть модным.
Создатели одного из самых популярных в России сервисов по покупке и перепродаже брендовых вещей Oskelly привлекают звезд и инфлюенсеров:
«За последние несколько лет российская аудитория уже так или иначе адаптировалась к тому, что носить б/у – это не стыдно, а продавать предметы гардероба – выгодно. Вслед за Филиппом Киркоровым, Юлианной Карауловой и Александром Розенбаумом о сотрудничестве с Oskelly объявила Ани Лорак. Мы встали на путь изменения культуры потребления российского шоу-бизнеса и телевизионной аудитории, среднесуточная цифра которой в крупных городах составляет примерно 1,3 миллиона человек на канал. Мы масштабно взялись за популяризацию ресейл-культуры в России в надежде значительно снизить нагрузку на окружающую среду, сделав высокую моду доступнее в противовес быстрой».
Ани Лорак. Фото: @ oskellyofficial Саша Новикова. Фото: @ oskellyofficial Фото: @ oskellyofficial
Что уж говорить, российские звезды действительно дошли до разумного потребления: Лена Перминова открыла собственную Instagram-площадку по продаже вещей, Мирослава Дума запустила производство трикотажных костюмов из экологичных материалов, звезды шоу-бизнеса покупают винтаж и демонстрируют находки в соцсетях.
Hunters же пришлось сменить название компании:
«В первый год нашей работы компания называлась «Купи-продай». Тогда клиенты стеснялись подписываться на нас, более того, они делали у нас покупки под фейковыми аккаунтами. Мы переименовались в Hunters («охотники»). Но и после этого первые пару лет мы часто сталкивались с людьми, которые считали ресейл чем-то постыдным. К счастью, это уже прошлый век: философия разумного потребления – давать вещи возможность проживать несколько жизней, особенно если это дорогая классика, как сумки Chanel, Hermès. Поэтому стараемся отбирать вещи, которые выглядят как новые, либо если и есть нюансы, то это должна быть классика, которая из года в год интересна для клиентов, – Chanel, Dior, Hermès, Gucci, Prada. Эти бренды занимают половину рынка. Другую половину – бренды, которые выстрелили в последних сезонах: Fendi, Jacquemus, Off-White.
Фото: ___hunters___ Фото: ___hunters___ Фото: ___hunters___
В аккаунте мы выкладываем реальные фотографии вещей с описанием нюансов (если они есть). Раньше бывало, что человек интересовался вещью, но когда узнавал, что она не новая, отказывался от покупки. Но времена постепенно меняются, и таких историй становится все меньше. Сейчас на вещь, которая была в носке 1-2 раза и находится в состоянии «как новая» обращают внимание гораздо активнее».
Как работает ресейл?
Ресейл-сервисы строятся по простейшей схеме, которой раньше пользовались все секонды: один хочет продать свою вещь, а другой хочет купить ее с огромной скидкой. Абсолютно любой владелец элитной вещи в надлежащем качестве может обратиться к ресейлеру с просьбой ее продать. Но у каждой компании свои правила.
Hunters:
«Есть перечень условий: оригинальность, ответственность, правила по фото, видео и замерам товара. В 90 % случаев мы работаем в режиме онлайн. Но есть и шоу-рум для индивидуальных встреч, к примеру, если вещь очень дорогая. Однажды мы так продавали сумку Hermès Birkin из крокодила за 40 000 €. Комиссия у нас минимальная, на каждый товар до 5 %, мы работаем на количество. Но что касается дорогих товаров, конечно, комиссия будет ниже. Чем дорож вещь, тем ниже процент. К примеру с указанной выше сумки мы получили 1000 евро. Нам важно, чтобы через нашу площадку как можно больше продавцов реализовали свой товар и как можно больше покупателей нашли то, что хотели».
У Oskelly условия немного другие комиссия сервиса составляет от 15 до 25 % в зависимости от стоимости товара и автоматически прибавляется к цене, указанной частными коллекционерами и бутиками платформы.
25 % на товары до 16 000 р.
20 % на товары от 16 000 р. до 60 000 р.
15% — на товары стоимостью более 60 000 р.
«В комиссию Oskelly также включены расходы по доставке (автоматизированная логистика – всего 350 р, учитывая, что товар проделывает целый путь до получения), продвижение товара по всем маркетинговым каналам. К тому же, все товары доставляются в фирменной экологичной упаковке, которую можно переиспользовать».
Продавцы на платформе делятся на две категории: частные продавцы и профессиональные продавцы (бутики), которые публикуют исключительно новые товары с биркой (как новые коллекции, так и остатки прошлых сезонов со скидками до 90 %).
Искусственный интеллект и гарантия в 200 %: как ресейлеры проверяют подлинность люксовых товаров
![](https://st.peopletalk.ru/wp-content/uploads/2021/06/1503079605415679-m.jpg)
Надо отметить, что продавать и покупать подержанные вещи на подобных сервисах довольно безопасно. Их кормит репутация, а потому к вопросу подлинности своих товаров они относятся крайне щепетильно. Зачастую проверка аутентичности занимает львиную долю времени и сил.
Hunters:
«Объяснять, как мы проверяем вещи на подлинность, – это все равно что зубной врач начнет объяснять, как лечить зубы. Это опыт, образование и профессионализм. Мы всегда доказываем, что товар – оригинал, для этого есть специальные инструменты. При спорных вопросах мы обращаемся к иностранным площадкам с мировым именем, которые работают в режиме онлайн, по фото и видео дают свои заключения и за это берут оплату. Также сейчас есть определенные аппараты, которые проверяют сумки некоторых брендов на аутентик. Иногда люди хотят перепроверить и обращаются за независимым экспертным мнением, благо сейчас есть компании, которые этим занимаются. Мы только за, ведь у клиентов должно быть доверие к площадке».
А вот обмена и возврата у Hunters нет. Дело в том, что у каждой вещи есть продавец, физическое лицо. И он вправе не давать примерки: «Представьте ситуацию, когда продавец и покупатель находятся в разных городах, мы отправили б/у вещь, человек ее получил, примерил, а может быть, и не только примерил, а выгулял на вечеринку: отследить это невозможно. После нескольких таких «примерок» даже новая вещь потеряет вид. А у продавца только одна сумка, и обменять ее не на что. Мы минимизируем возможность возврата именно такими подробными описаниями. А если уж случилось такое, что что-то не подошло, клиент обращается к нам, и с помощью перепродажи мы решаем проблему».
![](https://st.peopletalk.ru/wp-content/uploads/2021/06/31548993-1051329.jpg)
Oskelly пошли еще дальше. Мобильное приложение закрывает сразу все клиентские «боли»: клиент выставляет свой товар, а после успешно пройденной аутентификации и доставки получает деньги сразу на карту. «И продавец, и покупатель могут отслеживать доставку товара к нам в офис для экспертизы и последующую доставку товара покупателю, а также обмениваться дополнительными фотографиями, следить за изменением цен и сделать запрос на торг. Покупатель, в свою очередь, может быть уверен в своевременной доставке и подлинности товара».
Экспертиза Oskelly включает в себя несколько этапов
• Визуальная проверка на подлинность и проверку на соответствие состоянию, указанной в карточке товара
• Экспертиза в офисе на подлинность — аутентификация Oskelly с помощью экспертной группы. При несоответствии покупателю предлагают снизить цену или отменить заказ.
• Предпродажная подготовка и фирменная упаковка Oskelly из экологичных материалов. Только после прохождения всех ступеней покупка доставляется в конечную точку.
Oskelly настолько уверены в подлинности, что дают немыслимую гарантию – 200 % стоимости товара в случае проскальзывания фейка (правда, пока таких ситуаций не было). Помимо команды профессионалов с наметанным глазом Oskelly сотрудничает с американской компанией Entrupy, которая разработала единственную в мире технологию – аппарат, проверяющий товары на подлинность. Гаджет функционирует на базе машинного обучения и искусственного интеллекта. Но даже техника такого уровня иногда может дать сбой: «За последние несколько месяцев было пару случаев, когда наши эксперты утверждали, что перед ними подделка, а Entrupy настаивал, что это оригинал. Мы долго доказывали, что столкнулись с фейком, и в итоге с третьего раза Entrupy все же отозвал сертификат подлинности. Так мы спасли клиента от приобретения подделки».
![](https://st.peopletalk.ru/wp-content/uploads/2021/06/165cc30a-eaed-4a70-8ea1-1e150422a536-3-scaled.jpeg)
На самом деле количество клиентов, которые открыли для себя мир «вторых шансов», поражает. Это раньше модники задумывались: «Знакомые ведь могут решить, что я испытываю финансовые сложности, раз зарабатываю на своем гардеробе или покупаю на ресейле». Но выработка правильных потребительских привычек благодаря постоянному улучшению сервиса приносит результаты.
Самые популярные марки на Oskelly, кстати, — Louis Vuitton, Gucci, Prada, Acne Studios, Dolce & Gabbana.
Апсайклинг
![](https://st.peopletalk.ru/wp-content/uploads/2021/06/emma_stone_obraz_cruella_01_mainstyle.jpg)
Популярным стал не только ресейл. В чат вошел еще и апсайклинг. Это вторичное использование сырья для производства вещей и главный тренд сезона весна-лето – 2021. Marni выпустили коллекцию пальто из кусочков старых вещей в технике лоскутного шитья, Coach переделали сумки из 70-х, а Miu Miu объявили о выпуске коллекции Upcycled: 80 платьев, скроенных из старинных вещей, найденных в винтажных магазинах и на блошиных рынках. То, что такие крупные марки делают шаг навстречу экологичной моде, – огромный скачок для всей индустрии.
Этот вариант экологичности подойдет как раз тем, кто любит складировать в шкафах приталенные блузки и джинсы клеш с низкой посадкой времен школьных дискотек, которые вот уже больше десятка лет ждут своего «звездного часа». Он пришел! Из всех этих отживших свое вещей можно сотворить нечто ультрамодное.
Фото: @dog._rose Фото: @dog._rose Фото: @dog._rose
Российская марка Dog Rose (@dog._rose) отбирает вещи в секонд-хендах Москвы и Петербурга, перешивая их в актуальные модели: «Мы делаем одежду из материала, который находим сами, но иногда можем сотворить и из вещей, которые приносят клиенты. Это, конечно, случается намного реже, потому что у нас своя концепция и мы очень строго относимся к подбору ткани. Далеко не из каждой вещи можно сделать что-то классное. Наши вещи удобные и комфортные, поэтому они подходят всем. Конечно, людей больше привлекает дизайн, а только потом идея осознанного потребления».
Что еще?
![](https://st.peopletalk.ru/wp-content/uploads/2021/06/w1500_42225834.jpg)
Старые вещи, которые нельзя отнести к категории люкс, тоже не стоит хранить в шкафах или выбрасывать. Лучше дать им вторую жизнь, например сдать в пункты переработки (такие есть в H&M, And Other Stories – эти бренды даже предоставляют скидку 10–15 % на следующую покупку в своих магазинах), в специальные боксы, откуда вещи отправляются малоимущим семьям (в Москве, например, есть больше десятка таких контейнеров у проектов «Добрый ящик» и «Добрые вещи»).
Бренды тоже не отстают. Если раньше экокожа скорее считалась синонимом дермантина, то сейчас многие, наоборот, отдают предпочтение именно ей (спасибо инфлюенсерам). Известные марки и вовсе начинают вводить в производство «грибную кожу» – материал, выращенный из мицелия грибов, который выглядит как real leather. Его производит стартап из Сан-Франциско Bolt Threads. Между прочим, о сотрудничестве с ним в прошлом году объявили такие гиганты, как Adidas, Lululemon, Kering (Gucci и Saint Laurent) и Stella McCartney. Так что курс на «веганскую кожу» набирает обороты.
Фото: @boltthreads Фото: @boltthreads
И несмотря на то что для многих даже сортировка мусора пока является чем-то из области фантастики, становится очевидно, что недалек тот день, когда забота о планете встанет на ступень выше, чем погоня за брендами. По крайней мере тенденция на осознанность в массовом сознании четко прослеживается.