Риналь Мухаметов: Я прошел серьезный кастинг, чтобы попасть в «Притяжение»
26 января состоялась премьера фильма Федора Бондарчука (49) «Притяжение». Актеры, исполнившие главные роли, Александр Петров (28), Ирина Старшенбаум (24) и Риналь Мухаметов (27), теперь настоящие звезды: они появляются на разворотах модных журналов, рассказывают о том, как велась работа над фильмом (картина, кстати, снималась в Северном Чертаново), и получают новые предложения.
Но самым большим открытием для зрителя стал именно Мухаметов.
Теперь поклонницы обрывают соцсети молодого актера, количество подписчиков Риналя в Instagram увеличилось в четыре раза, а все издания хотят заполучить его в герои.
Мы встретились с исполнителем роли обаятельного Хэкона задолго до премьеры, чтобы узнать, что же такое российский блокбастер, как актер попал в «Притяжение» и почему быть красавцем не очень-то и легко.
Суббота, 16:00. В «Гоголь-центре» обед. Кажется, за одним из столов сидит Кирилл Серебрянников (47). Приглядываюсь – точно он. «Здрасьте», – говорю шепотом. Он кивает. Справа, рядом с буфетом, небольшая группа молодых актеров театра. Среди них – Риналь Мухаметов. Жмем друг другу руки. «Хотите чего-нибудь? Кофе или чай?» – спрашивает он. Прошу стакан воды. «Вы садитесь, – указывает на столик в дальнем углу, – я сейчас все принесу». Вежливый.
Пока прохожу к столику, думаю, что Риналь совсем не похож на того мальчика с пышной шевелюрой из новых «Трех мушкетеров», которые вышли на экраны в 2013 году. Мухаметов там истинный Д’Артаньян, нужно сказать, ему идет исторический костюм. А тут небрежно уложенные гелем волосы, свободный джемпер, рюкзак – и это все ему тоже чертовски подходит. Интересно, а как он будет выглядеть в «Притяжении» Бондарчука?
О роли Риналя в проекте создатели рассказывать не хотят, говорят, это главная интрига фильма. Так что ни имени его персонажа, ни информации о нем нигде нет, да что там, его даже нет в трейлере.
«Дождитесь премьеры, – улыбается Риналь, – и все поймете».
Он принес кофе и морковный торт для себя («Он очень вкусный, советую»), мне протянул воду: «Теплая, как раз согреетесь». Неужели всегда такой положительный?
«На самом деле я часто слышу: если бы я тебя не знал, то подумал бы, что ты самоуверенный, эгоистичный и очень высокомерный, – делится Риналь. – В обществе чужих людей я и правда часто веду себя замкнуто и иногда даже нагло. Я знаю, что они думают: «Он такой типичный красавчик, наверное, сейчас скажет мне вот это». И я вступаю в эту игру. Актеры тоже в чем-то психологи, а тратить время на то, чтобы всем понравиться, я не хочу».
«А как удалось понравиться Бондарчуку?» – спрашиваю я.
«Пробы были сложными, – рассказывает Риналь. – Это был глобальный кастинг, в котором принимали участие не только российские, но и европейские актеры. И у меня как-то получилось. Вы хотите узнать как? Наверное, лучше спросить Фёдора Сергеевича».
Теперь Мухаметову, как и всей команде, работавшей над картиной, хочется, чтобы зритель «все прочитал».
«Понятно, что это кино воспримут неоднозначно, как и все у нас в России. Всегда есть «за» и «против», все-таки не всем подходит жанр фэнтези. Но я надеюсь, что нам удастся развеять сомнения. То, что это очень осознанная и ответственная работа, – факт. И она будет знаковой для меня как для актера».
Еще бы! По сути, это первый российский проект такого масштаба в этом жанре: с целым набором звезд, множеством сюжетных линий и огромным количеством сложной компьютерной графики.
Да, зеленый фон был, подтверждает Мухаметов (на зеленом фоне снимают спецэффекты). Кажется, это самый частый вопрос, который ему задают. «И это очень круто, – признается он, – мне нравится себя придумывать».
Я не сразу заметила, что он заикается, пока Риналь сам не обратил на это внимание. Но это не остановило его при поступлении в институт, не останавливает и в работе. В чем секрет? Перед камерой, как говорит актер, он входит в определенное состояние, в котором может полностью контролировать свою речь. Риналь смеется: «Я даже не своим голосом говорю в этот момент».
Он родился в Татарстане (поселок Алексеевское), в «потрясающей, чистоплотной и аккуратной» семье механика («У папы были золотые руки, но он, к сожалению, умер, когда мне было 14 лет») и бухгалтера («Мама еще работала на кирпичном заводе мастером по обжигу»). «У нас только дед участвовал в театрально-художественной самодеятельности, и был очень даже неплохим актером – его уважали».
Он был любопытным: хорошо учился в школе, пробовал себя в баскетболе, волейболе, футболе («Но у меня с мячом не складывались отношения»), пошел на хоккей, чтобы встать на коньки, потом занимался акробатикой и тхэквондо («У меня, кажется, даже коричневый пояс был»). В восьмом классе сел за ударные (до сих пор играет) и решил, что хочет поступать туда, где поют и танцуют. Вот и выяснил, что в Казанском театральном училище есть эстрадно-цирковое отделение, потому что театр Мухаметов считал скучным. «Мне всегда нравилось, когда на сцене есть эффект движения, когда все в темпе, кода видно, что человек работает, а не упивается собой, не заигрывает со зрителями».
Мама, конечно, переживала, говорила: «Ну куда ты пойдешь, ты же заикаешься, как ты будешь стихи читать?» Тогда-то он и научился контролировать свой дефект.
«Я отворачивался, щелкал пальцами и поворачивался другим человеком. Я начал больше времени уделять музыке, занимался пластикой. Кстати, даже гоугоущиком работал. Мне всегда были интересны люди, которые с помощью своего тела могут сказать: «Да / нет / я подумаю об этом / я там не был / я люблю тебя».
На втором курсе Мухаметов отправился в Москву. Хотел поступать в ГИТИС, но друзья посоветовали идти во МХАТ.
Он пришел на прослушивание «очень модный»: «Я подготовился. Надел широкие штаны на размер больше (был хипхопером), которые стоили тогда 2 тысячи рублей – бешеные деньги, майку с принтами, которую купил, заняв деньги у коллеги по клубу, обул ботинки Pull&Bear, у которых шнурки были с надписью Fuck. А еще у меня были очень белые зубы и нагеленные волосы».
15 минут он пытался сказать свое имя – очень волновался. А слушал его Михаил Андреевич Лобанов, позади которого сидел Никита Ефремов (28), который тогда учился на четвертом курсе у Райкина (66).
«И Михаил Андреевич говорит: «Вы что, планируете читать нам стихи?» Я отвечаю: «Да, сейчас я образуюсь…». Проделал свой ритуал и повернулся обратно: «Извините, что говорю немного странно, но в этом образе я перестану заикаться». Я читал стихи, затем прозу, а они слушали. А после Лобанов попросил меня остаться на перетур, так как не мог принимать решение без мастера».
На перетуре Риналя прослушивал Серебренников. Риналь не только читал, но и после вопроса «а что вы еще умеете?» танцевал. Причем стрип-пластику. Это, конечно, произвело фурор.
Тогда Серебренников сказал ему: «Мне кажется, вам будет интересно работать в моей команде. У нас будет и пластика, и вокал, и хорошие педагоги».
«Я думал, зачем ему нужен заикающийся, непонятный парень, от которого неизвестно чего ожидать. Но его доверие для меня важно по сей день. Каждый раз, когда у меня были проблемы, я спрашивал: «Кирилл Семенович, что мне делать?» Он отвечал коротко: «Работать». Это важно – быть не просто разговаривающей башкой, а развиваться и в других сферах, искать себя, познавать. Мир ведь безумно интересный!»
Он никогда не думал, что будет работать в кино и театре, но ведь работает, и достаточно успешно. «Мне было трудно произносить какие-то огромные реплики, я злился, потому что хочется сделать сцену особенной, а не получается, что-то тебя держит. Но я не могу обижаться на этот мир, я безумно благодарен людям, которые помогают мне, слушают меня, позволяют работать».
Учиться было непросто, хотя Риналь признается – их курс был самым избалованным: встречи с лучшими российскими и европейскими кинорежиссерами, театральными постановщиками и актерами. «Но с нас спрашивали не меньше, чем с других. Думаю, что Кириллу Семеновичу тоже было непросто. Злых языков очень много, но вместе мы сделали огромную работу и очень гордимся, что под ногами есть твердый фундамент. В «Гоголь-центре» мы постоянно ищем что-то новое, учимся разговаривать на разных языках при помощи искусства и при этом быть максимально честными».
Конечно, ему хочется быть востребованным, медийным. Но он понимает это слово немного иначе, не так, как принято в России. «Знаете, было бы здорово, если бы кто-то, рассматривая актера на ту или иную роль, думал: «А как бы Мухаметов это сыграл?» Хочется быть особенным, вызывать любопытство, а не быть в каждой бочке затычкой», – улыбается он.
Похоже, Риналя ждет большое будущее. Масштаб «Притяжения» очевиден. А учитывая то, как бурно в России реагируют на молодых, перспективных и красивых молодых людей, – поклонницы прохода не дадут.
Риналь улыбается: «Возможно, кому-то это покажется скучным, но, когда выдается свободное время, я провожу его с семьей – развлекаю возлюбленную (жену Сюзанну) и свою прекрасную дочь, ей восемь месяцев. Я стараюсь быть любящим, ответственным и внимательным».
А что же он будет делать, когда на него вдруг свалится успех? «Это разве проблема?» – удивляется Мухаметов.
На прощание Риналь вооружает меня программками «Гоголь-центра»: «Приходите на «Хармс. Мыр», «Пастернак. Сестра моя – жизнь», «Метаморфозы», и 5 февраля большая премьеры «Море деревьев» – улетная вещь!» И снова крепко жмет руку.
Ярослав Клоос. Стиль: Константин Кошкин. Ассистент стилиста: Алена Газарова. Грим и волосы: Алина Хропова. Продюсер: Анжелика Пуртова. Выражаем благодарность "Мототакси №1" proboknet.net