Логотип Peopletalk

Самый популярный гид в соцсетях Георгий Макеев о том, почему экскурсовод, как актер, умирает в конце каждой экскурсии и рождается в начале следующей

Главное изображение статьи

Когда я окончил 11-й класс, мой папа-экскурсовод предложил подработать в экскурсионном бюро

Я должен был продавать билеты. Однако директор фирмы сказала попробовать самому проводить экскурсии. Я втянулся. И вот уже 16 лет я являюсь счастливым человеком, потому что занимаюсь любимым делом. Сперва водил экскурсии по Кавказу, ведь сам я из Кисловодска, потом переехал в Москву – уже 12 лет тут живу. Теперь моя специализация – прогулки по Москве, Кавказу и Санкт-Петербургу.

Часто спрашивают: «Вам, экскурсоводам, не надоедают одни и те же места?»

Нет, не надоедают. Есть же много разных туристов, всем по-разному рассказываешь. Экскурсовод, он же как актер – умирает в конце каждой экскурсии и рождается в начале следующей. Если водишь много разных маршрутов, то они помогают внести разнообразие. Сегодня ты в Москве, завтра в Петербурге, сегодня ты в музее, завтра в автобусе, послезавтра на теплоходе. Кто-то чередует детские и взрослые экскурсии. Активность очень большая. Профессия чрезвычайно творческая. Можешь подыскивать любой материал, рассказывать про кого угодно и в любой манере. Важно быть не столько историком или искусствоведом, сколько интересным рассказчиком.

Куртка и футболка – Fable

Моя первая экскурсия была на Медовые водопады в Карачаево-Черкесии

Перед ней я 10 раз прорепетировал, около двух недель учил текст. Мне дали уже готовый материал – осталось только его выучить. Конечно, во время экскурсии я все забыл: местами перепутал блоки, чувствовал себя неуверенно. Думал, что все пропало. Однако после окончания люди подходили и благодарили. Со временем я понял, самое главное – техника «морда кирпичом». Внешне важно казаться уверенным. Тогда люди и не поймут, что ты где-то ошибся.

Самое главное – в начале экскурсии успеть себя зарекомендовать

В первые 10 минут необходимо завести публику. Если и тогда люди не начнут тебя слушать, то все пропало. Важно приветствие, необходимо показать, что ты уже что-то знаешь, помнишь даты, имена, цитаты. Новички обычно боятся вопросов. Во-первых, всегда можно загуглить. Во-вторых, всегда можно ответить: «Хороший вопрос, никогда этим не интересовался, обязательно посмотрю». Не страшно не знать.

Куртка и футболка – Fable

Бесит, когда люди не слушают

Но у меня такого практически не было, потому что я частный экскурсовод. Люди сами ко мне обращаются, они заинтересованы. Когда работаешь по найму в фирме и проводишь экскурсии на большие группы, находятся те, кто перебивают, не слушают. В таком случае надо перетерпеть, сохранить самообладание, не огрызаться.

Экскурсоводы много ходят

В среднем 18 тысяч шагов, бывает, по 25–35 тысяч. Мы много разговариваем, поэтому легко сорвать голос. Нужно уметь работать диафрагмой, а не связками, иначе быстро надорвешься. Категорически не признаю усилителей голоса, считаю, что это губит профессию, меняет звук, заглушает других экскурсоводов. Моего голоса хватит провести экскурсию на 30–40 человек.

Моя профессия мне нравится возможностью быть в центре внимания и рассказывать то, что усвоил, своим языком

А еще в этой профессии есть благородная миссия – знакомить людей с городом, прививать им чувство местного патриотизма.

Я разрушаю стереотип о скучных экскурсоводах

Можно быть умным и одновременно интересным. У нас много классных рассказчиков, и, если мы о них пока еще не знаем, значит, они не нашли еще способ о себе заявить.


Фотограф: Федор Битков

Видео: Кристина Шекс


Стилист: Ксения Васильева

Визажисты и стилисты по волосам beauty-команды Lenayasenkova team: Диана Кастерова, Ольга Фридман, Елена Николаева


Ассистент визажистов: Анастасия Тимакова

Ассистент продюсера: Лолита Сидорина

Продюсер: Анастасия Фридман

Текст: Мария Стельмах


Рекомендуем
Поколение: Onative