Сильно – не значит громко: игроки классического и адаптивного баскетбола о воле к победе, спорте и инклюзии в наши дни
Меньше, чем о классическом баскетболе, редакция знает только о баскетболе инклюзивном. А тем временем «тихий!баскетбол», инклюзивное направление Российской Федерации Баскетбола, занимается как раз тем, что делает этот вид спорта доступнее для атлетов с нарушениями здоровья, показывает красоту инклюзивного баскетбола и влюбляет в этот спорт каждого.
Спорт для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальными нарушениями, глухих – если для кого-то этот список звучит как причины отказаться от спортивных побед, то для участников «тихого!баскетбола» это не более, чем строчка в медицинском заключении, которая вряд ли имеет значение на корте.
О чем речь, если даже спортсмены из классического баскетбола признаются, что им есть чему поучиться у адаптивных баскетболистов?
О воле к победам, спорте как деле жизни и советах самим себе в прошлое мы поговорили с участником медийной баскетбольной команды Hoops Сергеем Брагиным и членом команды по баскетболу на колясках «Крылья Барса» из Казани Артуром Галстяном. Для них обоих баскетбол стал чем-то большим, чем просто увлечение еще в детстве, а теперь оба – игроки команд с громким именем и большими спортивными амбициями, которые, подсказывает нам интуиция, имеют все шансы превратиться в жизнь.
Как не сдаваться и не опускать руки, когда кажется, что трудности преодолеть невозможно?
Сергей Брагин: Верить в себя и не сдаваться, как бы ни было тяжело.
Трудности и ошибки – это неотъемлемая часть нашей жизни, которая только делает нас сильнее.
Это бесценный опыт, которому, мне кажется, мы все должны быть безумно благодарны.
Артур Галстян: Меня заряжают сокомандники. Когда игра не идет или случается что-то, что сложно преодолеть, достаточно просто посмотреть на тех, кто старается бок о бок с тобой – это всегда подбадривает и мотивирует. Ментальная составляющая в спорте в целом важна не меньше физической – от морального состояния команды до твоего собственного ментального здоровья.
Как вы считаете, чему спортсмены из классического баскетбола могут научиться у адаптивных баскетболистов и наоборот?
Сергей Брагин: Классический баскетбол абсолютно ничем не отличается от адаптивного – это такой же динамичный и жесткий вид спорта. Более того, после просмотра игр адаптивных баскетболистов я увидел, насколько хорошо они владеют мячом, как делают заслоны, какие приемы используют под кольцо – многие игроки классического баскетбола даже не умеют такого.
Артур Галстян: Сила броска со спины, ведение мяча – наверное, я бы выделил эти пункты. На самом деле, мне кажется, что если добавить что-то от классического баскетбола в инклюзивный, то это сильно повысит уровень игры и будет выглядеть динамичней и драйвовей. Я бы хотел научиться таким вещам.
Как думаете, как изменилось отношение к людям с нарушениями здоровья в последние несколько лет в России?
Артур Галстян: Раньше отношение к людям с нарушениями здоровья было построено вокруг жалости, и даже легкое подбадривание в адрес инклюзивного сообщества не казалось искренним. Сейчас же люди стали относиться к этому иначе, во многом проще, появилось место юмору. Особенно изменился спорт для людей с нарушениями здоровья. Баскетбол точно (Смеется.). То, как сейчас проходят турниры Лиги сильных людей по баскетболу 3х3 на колясках, – прям NBA на минималках. Красивая застройка, свет, ведущие, медийная поддержка. Это то, чего мы ждали много лет, и не думали, что кто-то возьмется и сделает так же красиво и зрелищно, как в классическом баскетболе. И то, что поможет в корне изменить отношение к людям с инвалидностью, показывая зрелищный спорт.
Сергей Брагин: Я со своей стороны вижу больше вовлеченности с обеих сторон в общее дело, потому что баскетбол в целом – это огромное комьюнити, которое объединяет в себе большое количество разных культур, направлений.
Сейчас больше внимания стали уделять не нарушениям здоровья, а самой личности, человеку, спортсмену – это круто.
Ваши главные болельщики – кто они?
Сергей Брагин: Hoops – медийная команда, и наши болельщики – это подростки со всей страны. Они приезжают на игры, встречают нас в других городах, рисуют плакаты, делают много того, что заряжает нас снимать для них еще больше крутого контента. В этом смысле мы отлично справляемся с миссией популяризации баскетбола. А теперь ставим перед собой новую – делать проекты совместно с «тихим!баскетболом», чтобы как можно больше людей узнали о нем и стали его поклонниками.
Артур Галстян: В основном наши болельщики – это наши родные и друзья, игроки из других команд, с которыми мы поддерживаем связь. Конечно, хочется и той поддержки, о которой говорит Сережа (Брагин – Прим. ред.) – когда к нам недавно приезжали команды из Боснии и Герцоговины, мы были ошарашены тем, как они болеют друг за друга. Такие эмоции!
«Все ограничения – у нас в голове», – согласны?
Сергей Брагин: Абсолютно. Все, о чем вы мечтаете – возможно, и об этом важно помнить каждую секунду своей жизни. Многие забывают о своих мечтах, как только сталкиваются со сложностями, и из из-за этого путь к цели затягивается. Мой совет – не бойтесь, мечтайте, все в этой жизни возможно. Главное – верить в себя и не сдаваться. Тем более, если вас окружают люди, которые готовы вам помочь и вас поддержать.
Артур Галстян: Мне даже нечего добавить, я полностью солидарен.
Какой совет вы бы дали себе пять или десять лет назад?
Артур Галстян: Более профессионально относиться к спорту и понимать, что с ним можно не только связать жизнь, но и найти там очень хороших друзей, приятелей. Для людей с нарушениями здоровья спорт – это прекрасная возможность увидеть мир, работать и просто кайфовать от жизни!
Сергей Брагин: Наверное, я бы сказал себе помнить о том, что в жизни все идет так, как должно, и каждая ситуация, встреча или трудность дана для того, чтобы ты стал сильнее и опытнее.
Как вы считаете, в чем адаптивный баскетболист запросто может дать фору коллегам и наоборот?
Артур Галстян: Если мы говорим про тот же баскетбол на колясках, то мы все делаем руками – и ведем мяч, и двигаемся. Это довольно сложно с точки зрения координации. На самом деле, управлять игровой коляской – тоже тот еще навык. Она сильно отличается от бытовой, которой мы пользуемся каждый день, и может быть очень быстрой и маневренной, реагировать на любое дуновение ветра или твое микроскопическое движение – мне было бы интересно посмотреть на классических игроков, севших в коляску. Они все привыкли делать отдельно друг от друга – ногами ты ходишь, руками бросаешь. У нас так не получится. Даже в момент, когда нужно забросить мяч, коляска продолжает двигаться.
Сергей Брагин: Я бы с радостью такое попробовал (Смеется.). Я согласен с Артуром (Галстяном – Прим. ред.), а что до нас, то мы, пожалуй, могли бы дать фору ребятам только в том, как освещаем свой проект. Командам инклюзивного баскетбола, да и в целом спорта не хватает медийности, которую они должны выстраивать сами. Снимать «внутреннюю кухню», рассказывать о тренировочном процессе, показывать матчи, делиться переживаниями – зрителям за этим безумно интересно наблюдать.