Логотип Peopletalk

Скандал: студенты филологического и исторического факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова заявили о домогательствах педагогов. Собрали все, что известно

Заместитель главного редактора
Фото: legion-media.ru

8 мая студенческий журнал DOXA выпустил материал о домогательствах преподавателей филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, подготовленный выпускницей того же факультета Екатериной Заплетиной. Она поговорила со студентами и выпускниками филфака и собрала анонимные истории о случаях харрасмента в одном из лучших российских ВУЗов. Автор статьи утверждает: о преподавателях, которые вступают в отношения со студентами, знают и учащиеся университета, и сотрудники, но «в целом университет занимает позицию невмешательства, когда дело касается сексуальных домогательств со стороны преподавателей».

Так, студентки филфака рассказывают:

«Однажды … (имена преподавателей не называются — прим. ред.) принимал экзамен у моей однокурсницы и долго не хотел ставить ей оценку. Спустя несколько часов, когда она совсем разнервничалась, сказал, чтобы она не переживала и достала конфетку из переднего кармана его джинсов… Эту фразу нельзя понять двусмысленно. Я просто не понимаю, почему он до сих пор работает».

«На первом курсе моя подруга пришла ко мне поздно вечером в общежитие. Она сказала, что переспала с преподавателем .… И до этого было заметно, что между ними что-то происходит, она была очень активна на его занятиях, они много общались. Подруга сказала, что он позвал ее на дачу познакомиться со своим отцом (Известным российским писателем — прим. ред.), но отец куда-то ушел, они остались наедине, случился секс. Во время рассказа она плакала, потому что он был ее первым мужчиной».

До этого о домогательстве, но уже на историческом факультете МГУ, рассказывала в Instagram студентка Дарья Варакина: по ее словам, заведующий кафедрой этнологии Дмитрий Анатольевич Функ «посылал неоднозначные сообщения», а когда она зашла к нему для обсуждения академического отпуска, «обнял, поцеловал в щеку, затем в губы, потом пошел закрывать дверь на ключ». «Меня спас стук в дверь. Функу это явно не понравилось, но он пошёл открывать дверь. Я воспользовалась этим, чтобы собраться, встать, и, сказав, что у меня дела, выйти из кабинета». Отметим, что руководство университета или факультета на заявление Дарьи не отреагировало.

View this post on Instagram

Предупреждение о возможном триггере: домогательства. Спустя почти два месяца я набралась сил и смелости, чтобы рассказать о том, что произошло. Мне все ещё очень страшно, хотя я прошла курс терапии и теперь хотя бы знаю, что делать со своими дрожащими руками и гипервентиляцией. Что произошло: 2 марта этого года я зашла к заведующему кафедрой этнологии Функу Дмитрию Анатольевичу, чтобы обсудить мой академ и дальнейшие планы. Ещё до этого он посылал неоднозначные сообщения, но я проигнорировала свои плохие предчувствия и сбросила всё на простую «отеческую» заботу, мол, он обо всех заботится, в этом нет ничего «такого». В конце концов, у него безупречная репутация «дедушки» кафедры/факультета, он мне помогал с учебной литературой и тд. Я вошла в кабинет. Он обнял меня, поцеловал в щеку, затем в губы. Потом пошёл закрывать дверь на ключ. В этот момент моей защитной реакцией было делать вид, что все в порядке. Как фильмах, когда герой/героиня понимают, что они находятся с преступником, и изо всех сил стараются не дать ему знать, что они все поняли. Я пропускала мимо ушей отвратительные комментарии по типу «я возьму тебя. хаха, не в этом смысле» или «да, раздевайся». Я говорила о том, о чем изначально планировала, при том, что понимала всю бессмысленность. Меня спас стук в дверь. Функу это явно не понравилось, но он пошёл открывать дверь. Я воспользовалась этим, чтобы собраться, встать, и, сказав, что у меня дела, выйти из кабинета. У меня есть стойкое ощущение, что мне повезло, что все могло быть хуже, что все могло пойти дальше, но дальше этого ощущения я заходить не хочу. Чего я хочу добиться этим постом: во-первых, огласки. Я не знаю, первая ли я, были ли другие подобные случаи с другими студентками или нет, но пока есть вероятность, что были/будут, я хочу, чтобы как можно больше людей знало о такой вероятности. Поэтому прошу вас репостить и распространять пост. Продолжение 🔽

A post shared by Даша Варакина (@d.varakina) on


13 мая тот же журнал DOXA опубликовал открытое письмо студентов, аспирантов, сотрудников и выпускников МГУ против романтических и сексуальных связей между преподавателями и студентами, в том числе на филологическом факультете.

В письме сказано:

«Мы считаем, что больше нельзя закрывать глаза на подобное.

Несмотря на то, что подавляющее большинство студентов уже достигло возраста сексуального согласия, такого рода отношения преподавателей и студентов создают серьезную почву для манипуляций. Отношения, в основе которых лежит страх перед авторитетным преподавателем или боязнь лишиться места на факультете только потому, что преподаватель не примет отказ, нельзя назвать добровольными.

Помимо этого, сексуальные отношения между преподавателями и студентами порождают неравенство между учащимися».

Авторы письма требуют создать в МГУ регламент, который мог бы защитить студентов в подобных ситуациях, организовать совместные комиссии студентов и преподавателей на каждом факультете, которые принимали бы решения в сложных случаях, и уделить особое внимание к произошедшему на филологическом факультете.


На следующий день после публикации письма, 14 мая, преподаватель филфака Сергей Князев подтвердил, что у него были отношения со студентами, но отметил: «Я всегда считал, что они были добровольными». «Я сознательно никогда не пользовался своим служебным положением ни в каких целях, в частности, не использовал его для принуждения к чему бы то ни было», — написал он в Facebook. В том же посте он сообщил о своем увольнении.

Я никогда ничего не обсуждаю в социальных сетях, но сохранять молчание дальше в этой ситуации мне кажется невозможным.Я…

Gepostet von Sergey Knyazev am Donnerstag, 14. Mai 2020

Скандал с домогательствами и заявление Князева прокомментировали и в администрации факультета! Исполняющий обязанности декана филологического факультета МГУ Андрей Липгарт рассказал «РИА Новости»: «Чисто интеллигентный человек решил душу облегчить, там сказано, что ничего по принуждению не было. Это взрослые люди общались друг с другом. Если у кого-то возникли претензии — это решается в судебном порядке. Поэтому какие могут быть проверки».

По его словам, несовершеннолетним первокурсникам, у которых есть претензии, стоит «обратиться в соответствующие организации», да и вообще, мол, возраст сексуального согласия в России — 16 лет: «Раздувается нечто из ничего, кому-то нужен хайп».

Как рассказал Липгарт, проверок на факультете проведено не будет, при этом журнал DOXA в том же открытом письме призывает всех неравнодушных делиться своими анонимными историями (отправить их можно в Telegram или на почту doxa.hotline@protonmail.com) и отмечает: проблема существует не только в МГУ. «Мы хотим, чтобы университет был безопасным местом для любого человека, который имеет к нему отношение, а основными ценностями, как и прописано в уставе, являлись удовлетворение личности в культурном и нравственном развитии, сохранение и приумножение культурных, нравственных и научных ценностей, — а не удовлетворение сексуальных потребностей преподавательского состава и нормализация такого рода связей».

Реклама
Рекомендуем