Там отрывались Мик Джаггер, Элтон Джон и Майкл Джексон: что нужно знать о культовом ночном клубе «Студия 54»
Ровно 45 года назад, 26 апреля 1977 года, в Нью-Йорке на пересечении 54-й улицы Манхэттена и Бродвея открылся легендарный клуб «Студия 54», который навсегда изменил представление людей о ночной жизни и настоящем веселье.
Это был отдельный вымышленный мир, в котором не действовали никакие правила. Что еще нужно о нем знать? Рассказываем!
Основатели «Студии» – Ян Шрагер и Стив Рубелл. Они сделали из здания бывшего театра самую модную дискотеку Нью-Йорка.
Ремонт занял около года, и на всю подготовку ушло больше 700 тысяч долларов. Деньги на создание клуба им дал их третий партнер – Джек Души, который впоследствии стал финансовым директором «Студии». За помощь он попросил Стива и Яна отдавать ему 50 % чистой прибыли. На этом они и договорились.
Ян и Стив поставили на этот клуб все и не прогадали. На открытие клуба пришло такое количество гостей, что пришлось вывести всю охрану на улицу, чтобы хоть как-то разогнать толпу. Из 5 тысяч человек, которым были лично разосланы приглашения, попали внутрь далеко не все. Кстати, на самой первой вечеринке был даже Дональд Трамп со своей женой Иваной. После открытия об этом месте заговорили все. «Студия 54» была на первой полосе New York Post. Ни о каком клубе больше так не писали.
«Я помню, как пришла туда в день открытия. Везде были зеркала, а на полу – ковры. Это было похоже на огромный подиум», – вспоминает визажист и бывшая девушка Джии Каранджи Сэнди Линтер. Интерьер клуба был по-настоящему грандиозным: театральные балконы, сцена, обтянутые серебряной тканью диваны, инкрустированный бриллиантами бар и невероятные для того времени световые эффекты.
К слову, декорации менялись к каждой вечеринке. Расходы на подготовку и проведение достигали 40–50 тысяч долларов. «Возникало чувство, что ты каждый вечер идешь в новое место», – рассказывает бывшая модель Кевин Хейли. Одними из самых запоминающихся вечеринок были выступления Грейс Джонс.
На презентации альбома Warm Leatherette ее подняли под самый потолок и в свете прожекторов медленно опускали вниз. А во время исполнения песни It’s time to get down on your knees она хлестала гостей «Студии» плеткой до тех пор, пока они не вставали на колени. В честь дня рождения Валентино в клубе воссоздали настоящую цирковую арену.
Попасть туда посчастливилось далеко не всем. С самого основания клуб прославился жестким фейсконтролем. Чтобы его пройти, люди меняли внешность, гардероб и наряжались, как в последний раз. Был даже случай, когда девушка разделась на глазах у целой толпы, чтобы ее пустили (и ее пустили).
Каждый день швейцар получал список гостей с пометками, кто проходит бесплатно, кто за деньги, а с кем «нельзя облажаться» (речь о главных звездах той эпохи).
«Единственный критерий, на который мы не смотрим – это деньги», – говорит Стив в одном из интервью. И это было действительно так. В «Студии» собирались самые разные люди: от уличной молодежи Гарлема и Бронкса до транссексуалов и кинозвезд, но всех их объединяла мощная внутренняя свобода и желание веселиться ночи напролет.
Это была не просто дискотека, а образ жизни, пропитанный свободой, революцией, сексом и запрещенными веществами. Почти каждые выходные там можно было увидеть звездных завсегдатаев: Мика и Бьянку Джаггер, Шер, Элтона Джона, Элизабет Тейлор, Дайану Росс, Энди Уорхола, Джию Каранджи и даже Майкла Джексона.
Последний в одном из интервью сказал, что люди туда приходили, чтобы сбежать от реальности. Это было место абсолютной свободы. Гости «Студии» не боялись быть собой и чувствовали себя в безопасности от всяких предрассудков и осуждения общества.
Но всему хорошему рано или поздно приходит конец. В этом случае – рано. Спустя полтора года после открытия, в декабре 1978-го, в «Студию» нагрянула череда проверок налоговых агентов. В клубе нашли запрещенные вещества и документы, доказывающие, что владельцы уклонялись от уплаты налогов. Яна Шрагера и Стива Рубелла обвинили в преступных махинациях и приговорили к трем с половиной годам лишения свободы (правда, в итоге срок смягчили до 13 месяцев).
Их проводы в тюрьму состоялись, конечно, в «Студии 54». На прощальную вечеринку 4 февраля 1980 года пришли просто все: от Ричарда Гира до Сильвестра Сталлоне (по легенде, именно он купил самый последний напиток в баре).
На сцене выступали Дайана Росс и Лайза Миннелли, а Стив Рубелл появился в образе Фрэнка Синатры и спел песню My Way. В тот вечер в клубе собралось около двух тысяч человек. Все они одновременно плакали и веселились, а Стив кричал: «Я люблю вас! Я не знаю, что буду делать без Studio 54!»
Именно этой вечеринкой закончилась трехлетняя эпоха безумия, которая стала символом 70-х. К моменту выхода из тюрьмы владельцев клуба бум на диско прошел. Повсюду были вывески «диско – отстой», что отчасти было выпадом на «Студию 54». А весь мир захватила эпидемия СПИДа, которая забрала жизни многих людей, в том числе и Стива Рубелла.
Но, так или иначе, «Студия 54» навсегда вошла в историю как эпицентр диско-сумасшествия и свободы, куда мечтали попасть все. «Студия была не просто ночным клубом, это был социальный эксперимент. Именно поэтому такого больше не было и никогда не будет».