TikTok сменит название? Все, что известно о будущем социальной сети в России
Больше трех месяцев назад с российскими пользователями на неопределенное время попрощался TikTok – из-за закона о «фейках» социальная сеть, подарившая зрителям тонны контента, а блогерам миллионы подписчиков и популярность, приостановила работу на территории страны. До сих пор остается недоступной возможность публиковать новые видео, вести прямые эфиры, а также ограничен доступ к зарубежному контенту – в ленту не попадают видео иностранных авторов, в поиске их аккаунты недоступны. При этом само приложение остается рабочим, хотя и это не спасло его от потери примерно 87 % активных блогеров – такую статистику приводил сервис Brand Analytics еще в апреле. И пока Instagram * и Facebook * через суды пытаются восстановить хотя бы статус не экстремистов, о дальнейшей судьбе TikTok официальных данных нет. Зато ходят не самые радужные слухи.
Еще в конце марта канал «Русский маркетинг» сообщил, что блогерам, участвующим в программе монетизации контента, рассылают письма о приостановке возможности вывода средств из кошелька с 31 числа: «Социальная сеть потихонечку сворачивает все заранее запланированные активности в России». Уже тогда, по данным источников, впервые заговорили о том, что возможность загрузки новых видео на российскую площадку вернется маловероятно, но публиковать их можно будет через VPN: «Минус здесь только один, но он крайне существенный: такие ролики не видны пользователям из России или тем, у кого VPN отключен. А значит, и просмотров они будут набирать в разы меньше. В общем, страдают все».
А позже, в июне, канал iGutsal Евгения Гуцала (сооснователя и генерального продюсера московского креативного видеопродакшена Divico) поделился дополнительными подробностями со ссылкой на своих инсайдеров: «Из местного офиса увольняются сотрудники, работы нет. Эксклюзивные блогеры расторгают контракты с платформой. Есть еще один вариант развития событий – здесь зарегистрируют ООО «Ромашка», которое никак не будет связано с головной компанией, и ему будут сдавать социальную сеть в аренду. Но представить, что проамериканская компания с американским топ-менеджментом (все ошибочно думают про китайцев) на это пойдет в отсутствии конкурентов – Instagram *, Facebook *, Twitter и неработающего YouTube – достаточно сложно. Привлечет к себе слишком много внимания».
Один из главных трендсеттеров на просторах Telegram, маркетолог и владелец сетки каналов с аудиторией более миллиона Даниил Марзаганов такого варианта развития событий не исключает. В разговоре с нами он поясняет: «Если TikTok сам захочет остаться на этом рынке, способов можно придумать миллион. Пока что я этого желания не вижу. Тем более, у компании есть опыт по продаже бизнеса в США, но это другая история». А из российского TikTok тем временем начали приходить неофициальные новости: мол, сотрудники, оставшиеся в компании, стали «получать офферы в новый TikTok». Позже эту информацию, правда, опровергли представители офиса компании в России, так что нового юридического лица ожидать, видимо, действительно не стоит. А значит, и возобновления работы тоже. Конкурентам площадки – Yappy, VK Клипов, YouTube Shorts, – это открывает впечатляющие возможности, но смогут ли они ими воспользоваться, другой вопрос. «Они уже заменяют TikTok, но не до конца. Все-таки алгоритмы – то, за что его любили. Над ними работают сотни и тысячи инженеров со дня основания, а мы еще новички. Авторы, хотя и развиваются на других платформах, все равно ждут возвращения TikTok. А вот с сотрудниками будет беда, если их действительно увольняли и не держали до возвращения: знаю, что ВК их, например, перетягивали активно», – говорит Даниил Марзаганов. По его словам, даже если социальная сеть вернется в том же виде, но с обновлениями, то все равно полюбится пользователям еще сильней. Правда, ждать этого придется, судя по всему, долго.
* Признаны экстремистскими и запрещены на территории России.