«Синдром Рейчел»: почему героиня Дженнифер Энистон в «Друзьях» – не самый лучший пример для подражания
Сегодня, 11 февраля, свой день рождения отмечает единственная и неповторимая Дженнифер Энистон. Актрисе исполнилось 53 года, 32 из которых она снимается в кино. Перечислять любимые проекты с ее участием мы можем до бесконечности: начиная с нашумевшего «Утреннего шоу» и заканчивая «Хорошей девочкой». Но будем честны, если бы не культовый ситком «Друзья», мир, возможно, никогда бы не разглядел талант Энистон.
Именно благодаря роли Рейчел Джен получила известность и в конце концов стала такой, какая она сейчас. На протяжении всего сериала миллионы девушек по всему миру вдохновлялись образами ее персонажа, копировали прическу, макияж и даже манеры поведения. На нее действительно хотелось походить, ведь Рейчел красивая, обаятельная, а главное – простая.
Но такая уж ли она идеальная? Мы решили посмотреть на героиню сериала 90-х через призму современных реалий и вместе с психотерапевтом сервиса «Ясно» Мариной Волковой разобрали несколько ситуаций из жизни Рейчел. А заодно проанализировали, из чего складывается характер нашей любимой героини. Спойлер: после прочтения этого материала ты усомнишься в том, что Рейчел – правильный пример для подражания.
Марина Волкова, клинический психолог, психотерапевт сервиса «Ясно»
Рейчел игнорирует или использует других людей
В сериале:
Растерянная девушка в белом платье вбегает в кофейню: это Рейчел сбежала с собственной свадьбы. Она хочет начать все сначала и поселиться у Моники – но согласия подруги Рейчел даже не спрашивает. Она повсюду разбрасывает коробки от пиццы и переставляет мебель, хотя знает, Моника одержима порядком; втайне обменивает подарки, которыми недовольна; мало интересуется своими бойфрендами – только принимает их внимание.
В жизни:
В семье Рейчел поощрялось потребительство. Мать вышла замуж ради денег, а отец хотел для дочери примерно того же. Поэтому героиня не знает примера построения искренних гармоничных отношений: она не умеет обращаться со своими чувствами и говорить о них.
Папа героини строил семью по тираническому сценарию: в нем Рейчел несвободна, ей пренебрегают, ее не замечают. Это видно в сцене, где отец убеждает дочь в том, что для счастливого брака не нужна любовь, в которой она так нуждается. Из-за такого воспитания Рейчел и сама не умеет «замечать» других людей. Люди с нарциссическими чертами характера не воспринимают другого человека как самостоятельную личность с волей и желаниями, а встраивают его в свою картину реальности, ожидая, что он будет играть по их правилам. Поэтому героиня может пренебрегать чувствами окружающих и не интересоваться их повесткой: она видит только себя и свой стиль поведения. Желания близких могут быть для нее игрой: если Монике нужен порядок, пусть она и убирает.
Рейчел врет
В сериале
В квартире Фиби и Рейчел произошел пожар. Казалось, что причина в свечах, которые любила разжигать Фиби, и девушка глубоко переживала свою вину. Позже выяснилось, что на самом деле загорелся выпрямитель для волос Рейчел, – так раскрылось, что это она сожгла квартиру и не сказала об этом.
В жизни
По-настоящему близкие и открытые отношения кажутся Рейчел опасными: доверие в ее глазах стоит рядом со страхом быть отвергнутой, а за искренним признанием своей вины последует катастрофа. Героиня строит дружбу, предлагая окружающим не вполне честный образ себя – идеальный, непогрешимый, и живет под страхом раскрытия этой тайны, как на бомбе замедленного действия.
Рейчел испытывает облегчение от того, что никто не узнал, что в пожаре виновата она. Но страшит ее не вина, а стыд за свою невнимательность, глупую оплошность. Если все узнают о ее ошибке, то разрушится идеальный образ героини. Рейчел явно недовольна тем, что она представляет собой без этого образа. Мы знаем, в прошлом она сделала пластику носа – такое решение говорит о том, что героиню никто не любил такой, какая она есть, не принимал ее реальной, неприукрашенной.
Рейчел постоянно «играет» с Россом
В сериале
Мы видим, что их отношения строятся по принципу «ближе-дальше». После разрыва с Россом (в котором Рейчел обвиняет только его), она не способна порадоваться тому, что он счастлив с кем-то еще. Она высмеивает Джули, манипуляциями заставляет побриться налысо Бонни (в надежде, что так девушка потеряет свою привлекательность в глазах Росса), из ревности пытается расстроить свадьбу Росса и Эмили.
В жизни
Рейчел и Росс то сходятся, то расходятся на протяжении всего сериала. Но это не говорит о том, что их отношения хоть раз по-настоящему завершались. Закономерно, что Рейчел не может порадоваться за партнера – ведь на самом деле оба внутри друг с другом и не расходились, эмоциональная связь ни разу не разрывалась.
У обоих в этой паре схожие проблемы: они не умеют строить отношения, которые основаны на понимании себя и другого; не умеют разговаривать, реагируют на импульсы, не оценивая последствий. В этом хаосе им может быть даже комфортно, потому что учиться по-новому взаимодействовать с партнером страшно и неудобно. Расставаясь и встречая кого-то другого, Росс и Рейчел не понимают, что новый партнер только выполняет какую-либо функцию в моменте: заполняет пустоту, компенсирует то, что они не получали друг от друга.
В отношениях с Россом Рейчел не знает, как ей вести себя иначе, хотя очень старается. Инициатива разорвать замкнутый круг исходит от нее: именно Рейчел признается Россу в любви, раз за разом пытается создать для себя и него настоящую близость. Эпизоды, где она ведет себя импульсивно, инфантильно, «играет», больше говорят о беспомощности в этих запутанных отношениях, чем о дурном характере.
Рейчел всегда хочет быть в центре внимания
В сериале
В эпизоде, где Моника и Чендлер устраивают вечеринку по случаю обручения, Рейчел выглядит грустной. Она выясняет отношения с Россом, и в итоге их застают целующимися. Остаток вечера внимание направлено на них, а Моника расстраивается, потому что никто не помнит о том, что это ее помолвка.
В жизни
В отношениях мы учимся оберегать другого, предугадывать его реакции, но для человека с нарциссическим чертами такой уровень эмпатии может быть слишком высоким. Героиня может быть нечуткой к переживаниям и внутреннему миру близкого. Распознавать свои и чужие чувства мы учимся в детстве: ребенку важно, чтобы его ощущения замечали, рассказывали, что с ним сейчас происходит. Если в детстве героиню учили игнорировать переживания, она может оставаться эмоционально глухой к другим людям.
Важно, что такой мы видим Рейчел в первых сезонах, однако по ходу сериала она серьезно меняется. Изначально Грин весьма инфантильная, но затем учится автономии, начинает принимать самостоятельные решения. Как и любой реальный человек, Рейчел не становится идеальной и полностью независимой: ей нужна не только поддержка друзей, но и принятие с их стороны ее слабостей и недостатков. Она делает огромный шаг в сторону от того воспитания и особенностей характера, которые ей достались от родителей: героиня растит в себе собственные ценности, проявляет решительность и настойчивость. Она могла бы так и остаться инфантильной девочкой, которая тратит деньги родителей, но Рейчел противостоит влиянию семьи. Хотя при этом не вполне понимает, что для нее приготовила реальная жизнь. Она движется вперед с внутренней уверенностью, что все равно справится и выдержит.
Рейчел и правда часто оказывается в центре внимания – это одна из ее потребностей. Однако нельзя сказать, что она хочет украсть это внимание у других или делает это из злого умысла. Поступки героини говорят о том, что у нее хватает внутреннего ресурса, чтобы увидеть, что кому-то сложно, и принять участие в его жизни. Она помогает Джоуи помириться с сестрой, а когда он учится обращаться с новой лодкой – сперва кричит, но затем делает все для того, чтобы день прошел радостно для них обоих. При всей своей импульсивности она может сделать шаг назад, признать, что была неправа, и наладить отношения – именно это отличает ее от грандиозных нарциссов, которые всегда оставляют ответственность на другом человеке.
Рейчел умеет делать выводы и откликаться на потребности других людей. Она запомнила, что Моника расстроилась во время помолвки, и на свадьбе подруги скрывала новость о своей беременности, чтобы не перетянуть на себя внимание.