У меня не бывает поблажек или особого отношения: Лиза Моряк о работе с мужем, пушкинском «Онегине» в новом прочтении и критике зрителей
В преддверии 8 марта Сарик Андреасян подарил российским зрителям одну из главных премьер сезона – экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая вот уже третью неделю продолжает победное шествие по прокату. Фильм уже стал самым кассовым в продюсерской карьере братьев Андреасян и не сходит с лидерских позиций по недельным сборам, заодно не оставляя равнодушным никого из уже увидевших новое прочтение классики.
Главные роли в картине исполнили Виктор Добронравов и Лиза Моряк – с ней мы о критике возраста артистов, новаторстве и экранизациях вообще и поговорили.
Как ты готовилась к роли Татьяны Лариной в фильме «Онегин»?
Сарик (Андреасян – Прим. ред.) начал работать над сценарием «Евгения Онегина» еще пять лет назад. А когда мы с ним познакомились, то я во всех красках рассказывала ему о том, что знаю роман наизусть – я подробно изучала его в Щепкинском училище, и можно сказать, что это одно из моих любимых произведений. Так вышло, что я то ли вдохновила, то ли сподвигла его, но Сарик вернулся к сценарию, и «Онегин» начал нас преследовать. Мы даже ходили на спектакль по роману в Театре им. Евгения Вахтангова, где главную роль играл как раз Виктор Добронравов.
Потом, конечно, были и пробы с историческими костюмами, декорациями, гримом и прическами. Мне было важно с первого раза попасть в нужный образ – думаю, у меня это получилось.
Я следила за реакцией зрителей, и основной претензией был возраст актеров: 41-летний Виктор Добронравов играет 24-летнего Евгения Онегина, ты исполняешь 17-летнюю Татьяну Ларину. Как ты к этому относишься? Считаешь ли в принципе, что актеры должны досконально соответствовать книжному описанию?
То, что возраст героев – единственная претензия зрителей, которые любят хейтить любые российские фильмы, это наша большая победа.
Артисты, которые играют в экранизациях классики в Голливуде или европейском кино, всегда старше – это норма. Вопрос в том, что нашей Татьяне действительно было 13 лет, а Онегину – 21 год, но насколько я знаю, создатели сознательно пошли на возрастных артистов. Нельзя забывать, что в XIX веке люди в принципе жили довольно недолго, уклад жизни был совершенно другим.
Если перекладывать это на современные реалии, то история Онегина – история именно того возраста, который мы показываем в картине. Вряд ли же мы хотели увидеть 13-летнюю девочку, которая страдает по пресытившемуся жизнью мужчине?
Если внимательно изучать роман, то его герои априори в экранизации должны быть старше, чтобы была полнота чувств, а персонажи понимали, что они играют.
А ты помнишь себя в тот момент, когда впервые прочитала произведение? Все-таки оно входит в школьную программу, когда многие переживают неразделенную любовь, разочарование.
Могу точно сказать, что когда ты читаешь роман в школе, то не чувствуешь его в полной мере – так, как это происходит уже в более взрослом возрасте. Он напичкан огромным количеством смыслов, и ребенок просто не может некоторые из них понять. Герои Пушкина – люди с гордостью, честью, а Татьяна и вовсе пронесла свою любовь через всю жизнь – сейчас такие детали резонируют во мне гораздо больше.
Как ты считаешь, что помешало Онегину и Татьяне быть вместе, когда они только познакомились? Может, это участь всех хороших девочек?
Да, это хорошая мысль. И хорошо, что Татьяна так и осталась этой хорошей девочкой и вышла из истории победителем. А Онегин как был плохим парнем, так и остался, слишком поздно осознав, какую прекрасную женщину он потерял.
Какая она – Татьяна в твоем исполнении?
Я постаралась пронести через весь фильм ее развитие от маленькой и неопытной девочки до женщины со статусом, достатком, уверенностью и спокойствием. Таких, как она, в реальной жизни практически не осталось. Даже когда к ней приходит человек, которого она любит, она отвечает: «Я другому отдана и буду век ему верна». Она признается ему в чувствах, но уходит.
Будь ты на ее месте, ты бы осталась с мужем или выбрала бы того, кого любишь? Любовь или долг?
Вопрос в том, что Онегин в этой истории не меняется, а вот Татьяна… Хорошего финала у них бы все равно не было – они слишком разные и не смогли бы быть вместе.
Сложно ли было, будучи мамой, уже состоявшейся девушкой в целом играть девочку, которая пока робеет, боится признаться в чувствах?
Юность, безропотность, наивность – тоже часть моего характера и органики, обаяния. Мне нравилось погружаться во весь съемочный процесс – он возвращал меня в какие-то личные жизненные ситуации, когда я чувствовала себя молодой, прямо ребенком. Я старалась играть непосредственную, юную девчонку, которая все делает впервые, и получила нереальный кайф. И мне безусловно также нравилось играть ее перевоплощение, когда Татьяна уже вышла замуж за князя и купалась в изумрудах и рубинах.
Конечно, в этом помогали и костюмы, и прически – только на меня сшили 19 платьев. И все они развиваются и меняются вместе с персонажем.
А есть ли среди всех костюмов любимый?
Финальный костюм, когда Онегин приходит к Татьяне и влюбляется в нее. Она в этот момент оборачивается, и на ней шикарное платье из фетра. Еще мне очень нравится бордовое платье с длинным шифоном, которое есть в трейлере.
На самом деле, большая часть бюджета была потрачена именно на костюмы – не хотелось повторяться, поэтому было сшито с нуля порядка 400 костюмов.
Вернемся к самим съемкам. Каково работать на одной площадке с мужем в качестве режиссера?
Мы – команда, и работаем на площадке очень четко, понимая, что здесь мы лишь актриса и режиссер. Если у него есть ко мне замечания, он, конечно, делает их, а если у меня есть свои идеи, то мы их обсуждаем. В этом смысле у меня не бывает поблажек или особого отношения.
Какие у тебя в целом дальнейшие планы по развитию в индустрии?
«Онегин» – мой первый исторический фильм и опыт в подобной истории. Я сильно переживала, ведь сыграть Татьяну – это большая ответственность. Каждый зритель представляет эту героиню по-своему, и всем здесь не угодишь, поэтому я старалась работать на зрителя, который приходит в кино, чтобы получить удовольствие от просмотра. Хотелось быть приближенной к пушкинскому оригиналу.
Сейчас, после этой роли, мне, например, уже предложили роль Лили Брик – это, как говорится, куда выведет кривая. Мне нравится, что удается работать в разных жанрах – это позволяет мне расти как профессионалу.
Не могу не спросить – ты же училась на факультете истории искусств в РГГУ, верно?
После окончания Щепкинского училища я пыталась попасть в кино и искала агента. Было, как и у всех, время, когда я не снималась и даже не понимала, куда себя подать, как работает индустрия. Я понимала, что если у меня нет работы, то нужно продолжать учиться, и пошла на курсы подготовки поступления в магистратуру. Но на пятый месяц обучения меня утвердили в большое кино, я уехала и так и не окончила.
Помню, что в то время без работы я даже пошла в Третьяковскую галерею – хотела работать там искусствоведом и водить экскурсии. Но звезды так совпали, что в фильм «Девушки бывают разные» искали героиню именно моего типажа. Создатели фильма знали, что я – самая неизвестная среди актерского каста, но дали мне шанс.
Какая героиня из всех, которых ты играла, пока тебе наиболее близка и дорога?
Татьяна, безусловно.
А хотелось ли когда-то исполнить персонажа, максимально на тебя не похожего?
Мне интересно играть и то, и другое – это всегда вызов, работа над ролью. Я не опираюсь на домыслы, чтобы героини были похожи или не похожи на меня – просто есть актерские задачи, которые надо выполнять. Это часть работы артиста.
Правда ли, что Евгения Онегина должен был играть Павел Прилучный?
Я должна сказать, что журналисты почему-то часто придумывают ситуации, которых в принципе никогда не было. Когда, например, я пришла на премьеру фильма «Мастер и Маргарита», а в СМИ написали, что я сыграла там роль, хотя это не так. С Павлом Прилучным история такая же – он никогда не фигурировал в проекте «Онегин», и Сарик даже не рассматривал его ни на одну из ролей.
Как считаешь, чем отличается конкретно ваша экранизация от остальных? Что в ней особенного?
Не могу здесь ответить за Сарика, но скажу из того, что видела сама. Мне кажется, он постарался сделать это кино максимально близким к оригиналу и с большим уважением к Александру Сергеевичу Пушкину.