Весь мир знает такие имена, как Мэрилин Монро, Аль Пачино, Марлон Брандо и Анджелина Джоли. Но что же сделало их великими актерами? Наверняка этим вопросом задавался каждый, кто когда-либо хотел сам стать актером или просто добиться успеха в жизни. Несомненно, здесь присутствует большая доля таланта, упорства, отваги и, возможно, некоторое везение. Но недаром у каждого знаменитого художника, композитора и актера был свой учитель, который сделал его великим. Учитель – это человек, который укажет тебе на твои ошибки и сильные стороны, поможет раскрыть талант и направить его в правильное русло. Для многих знаменитых актеров современности таким учителем стал Ли Страсберг (1901−1982) – основатель уникальной методики преподавания актерского мастерства The Method («Метод») и школы Lee Strasberg Theatre and Film Institute в Нью-Йорке.
Сегодня дело продолжает его сын, продюсер Дэвид Ли Страсберг (44), который на днях приехал в Москву, чтобы провести пятидневный мастер-класс. О своем собственном пути, целях и уникальности «Метода» Дэвид рассказал в эксклюзивном интервью PEOPLETALK.
С первых же слов голливудская звезда, сын великого Ли Страсберга, превращается в доброго свойского собеседника, который отвечает на любой вопрос искренне и с улыбкой. И первым делом мы решили выяснить, что же представляет собой «Метод», разработанный его отцом.
«Наш «Метод» построен на методе Станиславского. Это своего рода его эволюция. Мой отец верил, что сам Станиславский именно таким видел продолжение своего дела. Я не разделяю эти два метода, это продолжение одного и того же дела, и школа Ли Страсберга является продолжением трудов Станиславского».
«В любом другом деле есть программа обучения, которая основана на опыте прошлых поколений. Например, архитектор может посмотреть здания, музыкант − ноты. До появления кино искусство актера исчезало сразу после окончания спектакля, и его опыт никак не использовался. Но Станиславский начал создавать систему. Это был новый шаг в истории актерского мастерства».
«Наша задача показать, что в ремесле актера есть общие понятия, техники, так как все мы люди и в нас заложен один механизм, но главная цель − найти индивидуальный подход к каждому. В этом и заключается наш «Метод» – он одновременно и универсальный, и индивидуальный. И он не дискредитирует, неважно, мужчина ты или женщина, есть у тебя опыт или нет, ты начинаешь сейчас, и начинать никогда не поздно».
От этих слов в сердце просыпается дух авантюризма, и я не могу удержаться и не спросить у Дэвида, всякий ли может стать актером. Знаменитый преподаватель актерского мастерства ответил мудро и ободряюще.
«Неважно, актер ты или нет. У каждого есть талант, иногда даже больше одного. Вопрос в том, сможешь ли ты его найти в себе. А если нашел, сможешь ли его использовать каждый день в своей жизни. И это именно та работа, которой мы занимаемся. Вопрос не в том, чтобы сделать из человека хорошего актера, который сыграет в спектакле. Задача в том, чтобы ты смог сыграть спектакль своей жизни. Сможешь ли ты делать работу, которая отражает тебя, развивается вместе с тобой. Мы пытаемся найти в каждом человеке талант».
«Однажды в нашу школу пришел знаменитый хореограф, чтобы поставить танец с Мэрилин и балетом. Его спросили, как это − работать с Мэрилин над хореографией. Он сказал, что в балете были танцоры и получше нее, но в ней был огонек, который и делал из нее Мэрилин. Моя работа, как и того хореографа, просто сохранить этот огонь и удержать его. Вот она −цель нашего «Метода». Сохранить этот огонек. И мы начинаем с того, что находим его».
«Не стоит думать, что успеха добиваются только дети из актерских семей. Они следуют по стопам своих родителей не больше, чем в других семьях. Конечно, у них больше возможностей, но вопрос не в том, открыта ли дверь для тебя. Вопрос в том, что ты делаешь, когда входишь в нее».
На экране или со зрительских мест в театре нам кажется, что жизнь и работа актера – настоящий рай. В действительности же это титанический труд, и кто, как не Дэвид, знает, насколько тяжело приходится молодым актерам.
«Актерское мастерство – это очень сложно. Когда сыграно хорошо, кажется, что это легко. Актерская игра – это преодоление препятствий, постоянная борьба с собой. И если ты не уверен, что хочешь стать актером, не стоит тратить время. Ты должен быть влюблен в эту профессию и быть готовым на все».
«Хороший актер может стать лучшим, только если работает над собой. Например, Аль Пачино, уже будучи прославленным актером, постоянно занимался вместе со своим покойным учителем Чарли по несколько раз в неделю. Чтобы быть лучшим в любой сфере − в спорте или творчестве, нужно постоянно учиться. Даже у одного из лучших теннисистов в мире Роджера Федерера есть тренер, хотя он может и сам кого-то тренировать. Но когда он играет, у него за спиной тренер, который говорит ему, как стать еще лучше. Актеры так же нуждаются в тренере, учителе, который направит. Если твой друг говорит тебе, что ты хорош, то это плохой друг. Всегда нужен человек, который не просто оценит твою работу, но также сможет подсказать тебе, как стать лучше».
«Атлеты и актеры очень похожи. Им приходится связывать инстинкт, спонтанность и технику. И все это в одну долю секунды. Мой отец говорил, что хорошее выступление − это комбинация опыта, техники и таланта. Но талант не может заменить опыт, опыт не может заменить технику, а техника не заменит талант».
«Если бы я мог рекомендовать актерам во всем мире самое важное упражнение – то это расслабление. Например, актер Энтони Хопкинс не тренировался в нашем институте. У него классическая английская школа, но когда он объясняет, как готовит роль, – это наш «Метод». Он говорит: «Сначала я расслабляюсь, потом читаю сценарий и вспоминаю, как я был в этой ситуации». Все начинается с расслабления».
Конечно, без легендарных семейных историй не обошлось! Дэвид с самого детства был окружен людьми, которых знал весь мир, – актерами, политиками, культурными деятелями. При этом удивительно наблюдать, как он легко общается с людьми. В нем нет снобизма, он не смотрит на тебя оценивающе, свысока.
«Иногда люди шутят: только в твоей семье, Дэвид, стать педагогом актерского мастерства – это очень престижно. Это было очень важно для моей семьи, но я протестовал. Я с детства был очень своевольным. В нью-йоркской газете однажды написали обо мне, когда мне было девять лет: «Дэвид Страсберг отказался от роли в школьной пьесе с Дженной Хоффман (дочерью Дастина Хоффмана), заявив, что он футболист». Став старше, я подался в политику, потом в бизнес, но потом все же принял решение вернуться в семейный бизнес. К тому времени мама уже перестала верить, что это случится».
«Когда Мэрилин впервые пришла к моему отцу, чтобы учится у него, она разорвала контракт со студией. Это был вопиющий случай, ведь так никогда никто не делал, особенно девушка. Она приходит к нему, говорит, что хочет учиться, и он отказывает ей, хотя она уже звезда! На вопрос почему, отец ей отвечает: «Потому что ты постоянно опаздываешь. Люди, которые опаздывают, не уважают ни себя, ни актеров. Я не потерплю этого у себя». На что Мэрилин сказала: «Но, Ли, я психологически не могу приходить вовремя». Тогда отец сказал ей следующее: «Окей, если ты не можешь приходить вовремя, будь раньше». И она приходила за три часа до начала. Она даже иногда ночевала у нас дома, в комнате моей сестры Сьюзан, то есть получалось, что она приходила на занятия за день».
«Я не думаю о том, есть звезды или нет. Наверное, это привилегия того, что ты растешь со звездами и однажды понимаешь, что они такие же, как ты. Они едят, спорят. У нас дома за одним столом мог сидеть обладатель «Оскара», молодой неизвестный актер, а рядом мой отец. Я не играю в эту игру, воспринимаю всех как равных, и никто не играет в нее со мной. Все мы люди, и мы равны. Если ты думаешь, что кто-то лучше тебя, то тем самым ты делаешь его маску сильнее».
Москва встретила гостя тепло, а организаторы вручили ему коллекцию матрешек с портретами самых выдающихся учеников школы Ли Страсберга.
Мне кажется, российским актерам, да и не только актерам, есть чему поучиться у этого человека. Уметь расслабляться, быть проще и настойчиво добиваться своей цели – главные уроки Дэвида Ли Страсберга, которые в ходе этой короткой встречи усвоил PEOPLETALK.