Логотип Peopletalk

Уходи красиво: 10 современных правил разговорного этикета

В повседневной жизни мы этими правилами частенько пренебрегаем (ненамеренно, конечно, но все же), а ведь они могут стать отличными помощниками и при встречах с друзьями, и при общении с коллегами. Какие правила разговорного этикета надо знать, чтобы не ударить в грязь лицом в приличном обществе?

Рассказывает Наталья Дубинина – консультант по этикету, член Национальной Ассоциации Специалистов по Протоколу и Этикету, основатель Царскосельской Школы Этикета.

Instagram: @etiquette_pro

Говоря в целом о теме беседы, хочу отметить, что правила этикета рекомендуют всегда держаться приветливо при общении с окружающими людьми. В процессе беседы лучше избегать высоких интонаций, произносить слова спокойно, не торопясь, четко и ясно излагая свои мысли, не перебивая собеседника.


Правило 1: Слушайте

Одно из важнейших правил ведения беседы – умение слушать. Того, кто считает себя прекрасным собеседником только потому, что он может целый час без остановки говорить на интересующие его темы, можно назвать хорошим оратором, но не собеседником. Если говорить будете только вы, то остальным участникам разговора станет скучно. Существует даже правило «20 секунд»: считается, что каждая реплика не должна длиться значительно дольше этого времени, иначе теряется динамика непринужденной беседы. При этом перебивать собеседника тоже не рекомендуется.


Правило 2. Делайте комплименты

Это и хорошее начало разговора, и приятное занятие в принципе.


Правило 3: Задавайте открытые вопросы

Иногда разговор не клеится оттого, что человек задает закрытие вопросы, то есть вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет» («Вы давно были в кино?», «Вы поедете в отпуск летом?»). В таком случае собеседник даже при желании продолжить беседу не всегда сможет это сделать. Конечно же, без закрытых вопросов не обойтись, и они имеют право на существование. Но запомните два правила: они никогда не должны преобладать и никогда не должны быть первыми, а только вторыми. Поэтому во избежание неловкого молчания старайтесь задавать открытые вопросы. Например: «Где вы планируете провести отпуск летом?» или «Какой фильм вы последний раз смотрели в кино?»


Правило 4: Не отвечайте односложно

Это правило перекликается с предыдущей рекомендацией и звучит так: дайте собеседнику за что-нибудь зацепиться. На вопрос: «Где вы провели отпуск?» можно просто ответить: «В Сочи». Но, если вы ответите более полно (например, «Я провела отпуск в Сочи – всегда хотела там побывать, и этим летом мне это удалось! Особенно захватывающим было подводное плавание с аквалангом»), это даст собеседнику простор для развития темы: можно обсудить и любимые города и страны, и дайвинг, и вашу любовь к Сочи. Еще это покажет, что вы доброжелательны и готовы к беседе.


Правило 5: Запоминайте имена и называйте имя собеседника

Да, это сложно. При знакомстве практически никто не запоминает имя нового человека, особенно если имен звучит сразу несколько. Не стесняйтесь этого – так происходит почти со всеми. Просто сразу обратите внимание на имя и проведите какую-нибудь ассоциацию. Постарайтесь несколько раз назвать имя собеседника во время разговора, обращаясь к нему. Собеседнику будет приятно, что вы запомнили его имя. Если все же забыли (либо если кто-то представился нечетко или имя редкое) – спокойно переспросите. Это лучше, чем выдумывать фразы и конструкции, избегающие обращения к человеку по имени. Ну и сами представляйтесь громко и четко и не обижайтесь, если вас переспросят.


Правило 6: Уберите телефон во время разговора

Человек, изначально смотрящий в телефон, излучает посыл «не подходите, я занят», а доставший свой телефон во время разговора транслирует следующее: «мне скучно, и у меня есть дела поважнее». Помните об этом и используйте эти посылы только в крайних случаях. Если же вы держите телефон в руках на автомате, не забывайте, как это выглядит со стороны.


Правило 7.  Не сплетничайте и не говорите плохо об отсутствующих!

Тут, пожалуй, даже не нужны объяснения.


Правило 8. Не затрагивайте опасные темы

Не затрагивайте темы, которые могут стать причиной конфликта или получить неприятное развитие. К таким темам относятся политика, религия или болезни.


Правило 9. Отпустите собеседника

Если вы чувствуете, что он хочет уйти и ищет предлог, как бы прекратить разговор, не удерживайте его. Всякое бывает – другие дела, усталость, желание побыть одному или собеседник устал от разговора с вами. И это тоже нормально. Облегчите ему задачу, отпустите его – и он будет вам благодарен. Да и вам самим не будет радости от беседы через силу.


Правило 10. Уходите красиво

Для ухода из беседы очень удобна фраза «я вынужден / мне необходимо»: «Мне необходимо пообщаться со спикером», «Мне необходимо пообщаться с клиентом». Вы как бы говорите, что дело не в собеседнике и не в вашем желании покинуть беседу, а в том, что у вас есть важное дело или потребность.

Купить рекламу

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.