«Уже зарегистрировалось более 700 тысяч человек»: первое интервью основателя «Россграм» Александра Зобова о новой социальной сети, отличиях от Instagram и учебе с Павлом Дуровым
Несколько дней назад стало известно: уже этой весной в России появится отечественный аналог Instagram. Анонс запуска новой платформы пришелся в аккурат на непростое для американского аналога время: буквально за пару дней до этого Instagram был официально заблокирован на территории России. Его конкурент с русскими корнями получил название «Россграм» и планирует запуститься (пока в тестовом режиме) уже 28 марта — первоначально доступ к площадке откроется для топ-блогеров и партнеров (спонсоров и инвесторов), а в апреле продукт выйдет и на массовый рынок.
Один из создателей «Россграма» — предприниматель и сокурсник Павла Дурова Александр Зобов — в разговоре с нами делится, что разработка новой социальной сети началась еще несколько месяцев назад, дальше свою роль в раскрутке приложения сыграли всем известные обстоятельства.
Пока весь отечественный рынок ждет «Россграм», затаив дыхание, мы расспросили Александра о всех фишках будущей площадки.
Чем «Россграм» существенно отличается от Instagram?
Прежде всего, способы монетизации: краудфандинг, чтобы блогер или обычный пользователь мог собирать средства на свои проекты и идеи, реферальная программа с вознаграждением для привлечения пользователей.
Какой привычный функционал будет доступен пользователям?
«Истории», Reels, лента. При этом клонировать внешний вид мы не будем.
Когда началась разработка площадки?
Она идет уже несколько месяцев, но сейчас стала максимально актуальной. Мы решили сделать PR-ход и заявить о себе на фоне блокировки Instagram— это сработало на все 200 процентов, о нашем проекте узнал весь мир. Позавчера мы были в топе новостей «Яндекса», появилась статья на «Википедии» — все развивается очень стремительно.
Изначально мы планировали сделать похожую социальную сеть, но уйти немного в другой функционал, а сейчас, когда Instagram закрылся, поняли, что не нужно ничего усложнять и придумывать — нужно выпустить то, что имеет значение. А это российская версия Instagram.
Много ли заявок на подключение вы получили на данный момент (мы разговариваем вечером 18 марта)?
После анонсирования прошло три с половиной дня, и на сегодняшний день количество зарегистрировавшихся пользователей уже превышает 700 тысяч человек, еще 200 тысяч подписались на получение обновлений.
Мы сами не ожидали таких цифр на старте. Судя по всему, запустилась цепная реакция: пользователи, СМИ, опять пользователи, и получилось как получилось.
28 марта площадка запустится для топ-блогеров и партнеров — это тестирование перед выходом на массовый рынок?
В первую очередь, нам важно показать продукт партнерам и спонсорам, инвесторам: во-первых, чтобы они убедились в его существовании (некоторые пишут, что это фейк), во-вторых, чтобы иметь возможность получить обратную связь, успеть что-то доработать. В конце апреля мы планируем запустить полноценную версию «Россграма».
Какие цели вы и ваша команда ставите на ближайшие будущее?
Самое главное — оправдать ожидания пользователей и исправить то, что могло их раздражать в Instagram (например, отсутствие возможности разместить ссылки в тексте или перемещать фотографии). В наших планах переработать продукт в таком ключе, чтобы он нравился всем, но ключевая фишка нашего ресурса — так называемое народное голосование. Как правило, разработчики обновляют площадки, не интересуясь мнением пользователей: удобно ли это, нужно ли вообще? Я же думаю, что надо переходить на систему, в которой пользователи смогут участвовать в некоторых решениях по развитию сети. Ведь мы строим социальную сеть для людей.
Планируете в дальнейшем выводить «Россграм» на международный уровень?
Пока мы выпускаем русскую версию для русскоязычной аудитории, дальше будем смотреть, нужен ли нам вообще такой масштаб.
Связывались ли вы с Павлом Дуровым, когда начали разрабатывать «Россграм»?
Нет. То, что мы учились вместе на филологическом факультете СПбГУ — просто факт. Его отец был моим научным руководителем.
От чего зависит успех новой социальной сети сейчас?
Мне кажется, самое важное — прислушиваться к пользователям и отвечать их запросам. От этого хорошо и им, и нам. Это должен быть процесс обсуждения, и такой принцип принятия решений, я думаю, должен быть в основе любой социальной сети.
Как вы планируете популяризировать площадку?
Одна только реферальная программа поможет нам привлечь огромную аудиторию. Просто представьте: уже сейчас у нас есть топ-блогеры, которые приведут миллионы своих подписчиков по одной ссылке.