Верблюд на съемочной площадке и воскресная литургия: как снимали «Монастырь»
Сегодня на «Кинопоиске» состоялась премьера финального эпизода «Монастыря» – однозначно одного из главных сериалов сезона с неожиданно серьезной ролью Насти Ивлеевой, невероятным перевоплощением Филиппа Янковского и ярким образом Марка Эйдельштейна. Это история о московской оторве, привыкшей жить за чужой счет и проводить каждый день, как последний, но однажды вечеринка выходит из-под контроля, и за ней начинают охотиться опасные люди. Заблокированные счета и полная безысходность привели ее к стенам монастыря, где действуют свои законы и правила.
Сюжет на стыке с религией требовал от создателей повышенного внимания и большой ответственности, в том числе в вопросах, касающихся локаций. Последние, впрочем, всегда не менее важны, чем крутой актерский каст, и зачастую именно локация сопровождает эмоции и переживания героев, передавая соответствующую атмосферу. О том, как в кино подбирают идеальные локации, с какими сложностями сталкиваются и зачем иногда «обманывают» зрителей, узнали у локейшн-менеджера сериала «Монастырь» Михаила Лонциха.
С чего начать
Первое и самое главное – задача, которую должен поставить режиссер или продюсер. Он направляет локейшн-менеджера, опираясь на материал, например финальный сценарий. Также выбор локации может быть продиктован живописью, видеозаписями или фотографиями.
«Была целая стена референсов. События ведь происходят в самых разных местах», – говорит локейшн-менеджер сериала Михаил Лонцих. В первых эпизодах зрители видят песчаные пляжи, пустынные дороги и восточный город. Чтобы передать атмосферу элитарности и богатства героев, необходимо было найти места, напоминающие современный оазис, уголок спокойствия и роскоши, максимально удаленный от шума большого города – он отдыхающим москвичам и без того надоел.
При поиске подходящих для съемок монастырей референсом послужили реальные видео и фото ведения церковной службы, пострижения и церковных обрядов.
Материалы при этом были разного времени: в промежутке от 90-х до 2000-х годов. Важно было найти более старые здания с красивой и немного суровой природой. И так как съемки проходили и зимой, и весной, нужно было передать самые разные эмоции этих территорий.
Сложности выбора
Как только разобрались с визуальной составляющей, нужно переходить к другим немаловажным вещам: сбор экспедиции, учет расходов, возможность перевезти и расположить съемочную группу и многочисленную технику. Пока команда находится на стадии выбора локации – возможно все.
В сериале «Монастырь» для эпизодов в Эмиратах выбор пал, как бы странно это ни звучало, на Тунис, и не без причин: на момент съемок во многих странах по-прежнему были ограничения на въезд из-за пандемии. Однако и Тунис оказался непростой локацией. Команду с тонной оборудования держали на таможне порядка восьми часов, где поочередно рассматривали каждый объект привезенной техники. Конечно, локейшн-менеджер предлагал и другие направления, например Турцию и Таиланд с их шикарными пляжами, но эти места оказались слишком отдаленными, поэтому везти туда съемочную группу было гораздо проблематичнее.
В ходе подбора подходящих монастырей команда перебрала десятки точек. Ведь нужно было учесть как визуальную составляющую помещения, так и его местоположение. Одной из задач было подобрать наиболее близкие территории, чтобы артисты могли легко добираться до мест съемок. Таким образом, было выбрано два наиболее подходящих: Ферапонтов монастырь, где также находится музей, и Кирилло-Белозерский.
Режим работы локаций
Во время съемок важно учитывать, что локация живет своей жизнью и есть множество вещей, которые необходимо согласовывать с руководством и собственниками помещений. В данном случае оба монастыря оказались действующими.
«В некоторых местах по субботам и воскресеньям велась литургия, где-то службы проходили ежедневно», – делится Михаил Лонцих.
Кирилло-Белозерский монастырь состоял из 12 храмов, шесть из которых были доступны. Во время проведения служб команда подстраивалась и перемещалась. В целом в съемках было задействовано шесть храмов: четыре в Кирилло-Белозерском монастыре и два в Ферапонтовом.
Организовать съемочный процесс стоило больших усилий.
«Нужно было все со всеми согласовывать, чтобы не мешать внутренней жизни монастырей, – и это непросто», – рассказывает Михаил Лонцих.
Все съемки в монастыре были проведены с одобрения представителей церкви: «Братия благосклонно к нам отнеслась, и за это ей большое спасибо. Могла ведь и отказать». Натурные съемки также были на территориях монастырей и тоже нелегко дались команде. Еще при подборе локации Лонцих обнаружил, что на необходимой местности за 600 километров от столицы природа совсем иная: в ноябре при температуре около 0 в столице –32 градуса на территории монастыря застали команду врасплох. Во время съемок погода тоже не жалела, но актеры оказались на удивление выносливыми: «К слову, Настя Ивлеева оказалась чудо-девочкой – совсем не капризная. Она понимала, что это труд, работа и что это надо сделать. Казалось, будет иначе, но она все выдержала».
Доработка локаций
Работа над локацией – это тоже творчество, как и весь съемочный процесс. Часто подобранные места приходится видоизменять или дорабатывать, производить некоторую маскировку помещений. Идеально подходящий по всем параметрам объект для съемок – большая редкость.
Во время работы в действующем монастыре команде часто приходилось идти на хитрости. «Снимали в разных местах, подворовывались. Подворовываться – это прием в кино, когда немного обманываешь зрителя. Показываешь общий план монастыря, а затем необходимый кадр на стеночке, и он может быть сделан совсем в другом месте», – объяснил Михаил Лонцих.
«Монастырь» «Монастырь»
Во время съемок в монастырях также пришлось прибегнуть к маскировке помещений. Поскольку попасть в настоящие монастырские кельи не представляется возможным, подходящие по архитектуре помещения в монастырях были замаскированы под кельи. «Кино без декораций невозможно. Мы заходили в монашеские кельи, тщательно изучали, как они выглядят. Все получилось один в один, достоверность практически 100%-я», – пояснил локейшн-менеджер сериала.
В сериале были сцены со строительными лесами – они настоящие, пришлось достроить лишь часть. Удачно совпало, что монастырь тогда как раз реконструировали. Только люди в эпизодах со строительными лесами, конечно, массовка: «Трудников монастыря ведь не заставишь вернуться и сделать все необходимое по несколько раз для удачных дублей».
И невозможно не обратить внимание на прекрасные фрески. Это настоящие работы иконописца Дионисия, последователя Андрея Рублева. Эти работы датируются началом XVI века и сейчас являются объектом культурного наследия, поэтому с ними нужно было обращаться крайне деликатно. Михаил Лонцих отличился особым даром убеждения, благодаря чему фрески разрешили снимать, но на определенных условиях: без света, дым-машины, только с четырьмя членами съемочной команды и с небольшой ручной камерой, чтобы не разрушить старинные работы.
Организация и контроль команды
Помимо поиска натуры, локейшн-менеджер также отвечает за подготовку съемочной площадки и юридические договоренности. Специалист должен знать каждую деталь на площадке, организовать съемочный лагерь и договориться обо всем от и до – вплоть до перекрытия дорог. Это необходимо было провернуть и в Тунисе: для съемки городских эпизодов команде удалось договориться и перекрыть половину города. Место съемок периодически посещала полиция, чтобы контролировать все процессы.
На выбранной локации могут возникнуть самые разные проблемы.
Например, в один из дней верблюд решил отдохнуть и прилег прямо посреди съемочной площадки.
Тогда локейшн-менеджеры позвали на помощь бедуинов, которые вытащили верблюда своими методами.
Во время съемок в Тунисе всех поселили в большой гостинице, где было трудно контролировать команду. Эта задача также ложится на плечи локейшн-менеджера. Михаил Лонцих поделился: «В какой-то момент на сборе нам не хватало нескольких человек. Мы все пошли их искать – стучали в двери и окна. А они просто спят с выключенными телефоном или забыли о сборе. Курьезы всегда бывают».