Видок из ада: 4 мистических хита «нулевых»
Вопросами о том, что посмотреть или что почитать, кажется, можно задаваться вечно и не один раз – в конце концов, любое хорошее произведение, будь то книга, фильм или сериал, увы, рано или поздно подходит к концу, оставляя своего зрителя или читателя в муках новых поисков. Впрочем, есть и хорошие новости.
Чтобы облегчить тебе задачу, каждую неделю мы просим нашего колумниста Константина Образцова – писателя, автора книг «Красные цепи», «Молот ведьм» и других, а также создателя шоу «Образцовое чтение» ВКонтакте и канала «Образцов» в Telegram – поделиться бриллиантами своей коллекции лучшего в мире литературы, фильмов и сериалов.
Константин Образцов
Сегодня на повестке дня – четыре мистических блокбастера «нулевых», основанных на легендах, реальных событиях и образах классической литературы.
С чем у вас ассоциируются «нулевые»?
Белые отутюженные волосы, розовые сапоги, джинсы с низкой талией, из-под которых на бока натянуты стринги, что-нибудь леопардовое от Dolce & Gabbana на девушках, которым тогда дарили Vertu вместо iPhone, и суровые мужчины, покрытые шрамами 90-х, затянутые в узкие футболочки от Roberto Cavalli и сжимающие в привычных к другому пальцах стаканы с мохито.
Расцвет клубной культуры: «Зима-лето», «Дягилев», «Цеппелин» в Москве, «Онегин», «Летучий Голландец», «Плаза», «Абсент» в Петербурге, pre-party и after-party, лихорадочное метание ночью между клубами с постоянными звонками друг другу и сакраментальным «Ты где?»
«ВиаГра», первая «Фабрика», группа «Корни», а еще неожиданно взорвавшие чарты, а потом так же внезапно пропавшие Las Ketchup со своим Asereje.
Беззаботное детство или развеселая юность? Взлет карьеры или успешное начало своего дела?
Как бы то ни было, «нулевые» почти наверняка ассоциируются с чем-то приятным, что делает их исключением в ряду прочих десятилетий прошлого и нынешнего века. Это было время какого-то вечного праздника, открытия для себя все новых удовольствий, наивного, почти детского потребления радостей жизни, и казалось, что оно не кончится никогда.
Все тогда превращалось в хлеб или зрелище, и старинные легенды, страшные тайны прошлого и драматические литературные образы становились материалом для захватывающих киноаттракционов. Сегодня в нашей подборке четыре мистических блокбастера «нулевых», основанных на легендах, реальных событиях и образах классической литературы.
«Из ада» (2001 г., Альберт Хьюз, Аллен Хьюз)
Промозглой осенью 1888 года Лондон был потрясен серией загадочных и жестоких убийств. В сумрачных трущобах района Уайтчепел одна за одной были зарезаны пять проституток (в те простодушные времена вещи называли своими именами, поэтому не существовало слова «эскортница»). Рассеченное горло, вскрытые животы, вырезанные и унесенные неизвестным убийцей внутренности придавали этим событиям особую жуть. Газетчики соревновались друг с другом в неправдоподобности версий, делая тиражи и набирая подписчиков, в редакции сотнями шли письма, якобы подписанные убийцей, и все вместе это создало первого медийного серийного убийцу в истории. Начавшись в августе, убийства внезапно прекратились в ноябре, и тайна Джека Потрошителя так и осталась неразгаданной, вот уже более ста лет занимая умы и служа вдохновением для фильмов и книг.
«Из ада» предлагает свою версию трагических событий 1888 года. Джонни Депп – еще не Джек Воробей, еще не познакомившийся с Эмбер Херд – исполняет роль лондонского инспектора полиции, который, как и полагается гениальному сыщику, сочетает нервную неуравновешенность с пристрастием к тому-что-нельзя-называть. То впадая в транс, то возвращаясь в реальность, он расследует убийства в Уайтчепеле, и влюбляется в героиню Хизер Грэм, проститутку по имени Мэри Келли, которая в реальной истории стала последней жертвой Потрошителя.
Сюжет увлекает конспирологией, мистическими аллюзиями и намеками на масонов, но главное здесь – восхитительная эстетика и викторианский Лондон, чей окутанный романтическими мифами образ создан при помощи цифровых технологий, тогда еще только входивших в кинематографический обиход.
«Видок» (2001 г., Питоф)
Французский кинематограф принял англосаксонский вызов «Из ада», и в ответ создал «Видок», соорудив еще более впечатляющий цифровой Париж начала XIX века и положив в основу образ другого культового персонажа.
Эжен Франсуа Видок был криминальным гением, десятки раз заключенным в тюрьму за различные преступления, и столько же раз их тюрьмы бежавшим. Утомившись противостоянием с законом, Видок решил перевернуть доску и сам пришел к властям, предложив свои услуги в качестве борца с преступностью. В результате Видок создал французскую криминальную полицию «Сюрте», заложил основы криминалистики и стал героем едва ли не большего количества художественных произведений, чем Джек Потрошитель.
Роль Видока исполняет здесь Жерар Депардье – еще не толстый, еще не гражданин России, не обвиненный в харрасменте. Он преследует мистического Алхимика, скрывающего лицо за зеркальной маской, обладающей свойством похищать души тех, кто бросит к нее неосторожный взгляд. Алхимик изощренно уничтожает виднейших политиков и предпринимателей, используя технологии, больше похожие на магию – например, направляет удар молнии, — и уже в самом начале фильма едва не расправляется в рукопашной схватке с самим Видоком.
Фильм снят в красочной, пышной барочной эстетике и невероятно красив. Деньги тут видны в каждом кадре, и не только в декорациях и костюмах, но, прежде всего, в технологиях. «Видок» стал первым в мире фильмом, полностью снятым на цифровую камеру, так что можно сказать, что он весь – один большой спецэффект.
«Братство волка» (2001 год, Кристоф Ган)
Еще один настоящий шедевр французского кинематографа, основанный на исторических легендах.
Во второй половине XVIII века, в графстве Жеводан, что близ Лангедока, похожее на исполинского волка чудовище в течение трех лет терроризировало округу, совершив более трехсот нападений. Зверь предпочитал атаковать людей, а не на скот, откусывал головы, терзал тела когтистыми лапами, и в целом вел себя как мифическое чудище, а не обычный хищник, и можно было счесть истории о нем сказками, если бы не реальные задокументированные жертвы. Зверя так и не удалось поймать или убить, и легенда о нем – это еще одна неразрешенная загадка истории.
По сюжету фильма, в терзаемое чудищем графство Жеводан прибывает прославленный натуралист Грегор де Фронсак в сопровождении слуги-индейца – характерный штрих времени, когда Европа только начинала осознавать удивительный для себя факт, что туземцы Америки такие же люди, как французы и англичане. «Братство волка» излагает собственную, оригинальную версию истории Жеводанского Зверя, но я лично забыл, в чем ее суть, ибо какой тут сюжет, когда в фильме такой каст!
Венсан Кассель – еще муж Моники Белуччи – в роли харизматичного однорукого злодея-мутанта, использующего специально созданный для него стреляющий гаджет. Моника Белуччи – еще жена Венсана Касселя – не помню, в роли кого, но это совершенно не имеет никакого значения, когда речь идет о Монике Белуччи в 2001 году. Марк Дакаскос, звезда кунг-фу боевиков, в роли того самого индейца, молчаливый, таинственный, покрытый вязью татуировок, исполняющий мистические ритуалы и дерущийся в рукопашную с местными маргиналами. Добавьте европейскую живописность дворцов и сельской округи, вечный дождь, романтичность таинственного сюжета, и получите идеальное сочетание изысканной формы и увлекательного содержания.
«Сонная Лощина» (1999 г., Тим Бертон)
В 1820 году американский писатель Ирвинг Вашингтон опубликовал иронический, совершенно английский по духу рассказ «Легенда о Сонной Лощине». В нем нескладный суеверный школьный учитель Икабод Крейн соперничает за внимание первой красотки селения Сонная Лощина с находчивым парнем Бромом. В итоге тот переодевается во Всадника Без Головы, героя местной легенды, и так пугает незадачливого учителя, что он убегает из Сонной Лощины навсегда.
Новелла не раз была экранизирована, чаще всего, близко к оригиналу, пока за дело не взялся главный сказочник Голливуда, великий и ужасный Тим Бертон, призвавший на помощь Джонни Деппа, с которым работал со времен «Эдварда Руки-Ножницы».
В «Сонной Лощине» легкая шутка Вашингтона превращается в завораживающе мрачную историю, исполненную в фирменной стилистике Бертона, за какую мы его любим. Икабод Крейн, которого играет Депп, из недалекого учителя превращается в чудаковатого, но проницательного и одаренного сыщика из Нью-Йорка, внедряющего в свою деятельность научные методы. Он приезжает в Сонную Лощину, чтобы расследовать загадочные убийства местных жителей, обезглавленные тела которых находят то на дороге, то в собственных их домах. Это настоящая страшная сказка, в которой констеблю Крейну предстоит сразиться с потусторонним злом, спасти красавицу в исполнении Кристины Ричи, раскрыть запутанное дело, коллизия которого отчасти напоминает «Собаку Баскервилей», а еще узнать, какие темные тайны хранит его собственное прошлое.
Как и все, что делает Тим Бертон, «Сонная Лощина» — фильм для души и для глаз, так что почти два часа вы будете смотреть на экран с детским восторгом, и, может быть, даже приоткрыв рот.