Все о вреде экокосметики. О пользе тоже есть, но мало
Автор: Ольга Исламкина
Год назад Джессика Альба (35) оказалась в центре скандала. Нет, супруга и мать двоих детей не закрутила роман на съемочной площадке, не скрывалась от налогов и не начала принимать запрещенные препараты. Даже наоборот: Джеcc владеет маркой косметики Honest, которая «стремится быть натуральной изнутри и снаружи на 100%». Увы, получается плохо. В общем, в мыле, средстве для мытья посуды и подгузниках с пометкой «натуральные» обнаружились очевидно синтетические ПАВ, консерванты и продукты нефтепереработки. Да и солнцезащитный крем экомарки Honest, как выяснилось, от солнца не защищает. Сеть заполонили фото девушек, которые буквально обожглись на покупке. В суды отправилось несколько исков на общую сумму в пять миллионов.
Меня по поводу этой истории терзают противоречивые чувства. С одной стороны, я преисполнена соболезнования к девушкам и негодования в адрес Альбы. Она, конечно, не сама плохой крем смешала, но в выборе сотрудников наверняка участвовала. С другой стороны, а на что рассчитывают те, кто на каждой косметической банке и каждом огурце ищут слова «органик», «натуральное» и «эко»?
Да, я автор блога о ЗОЖ, но принципиально использую синтетическую косметику. «Всякую химию». Качественную, не дешевую, созданную по современным технологиям. Так же как при серьезной инфекции и температуре под 40 я пью антибиотики и парацетамол, а не мед и отвар укропа. Я покупаю обычные овощи и фрукты, потому что от «пестицидных» они не отличаются ничем, кроме цены.
Серьезно. В 2012 году в Annals of Internal Medicine вышел систематической обзор ученых Стенфорда «Является ли органическая еда более полезной, чем обычная». Можно погуглить и почитать эту работу, но все-таки коротко перескажу: нет, не является. Систематический обзор – это не когда сравнили два яблока, а когда взяли сотни исследований (в данном случае 240) за долгий период (с 1966 по 2011) и сопоставили данные.
Так вот, количество полезных веществ в продуктах зависит от сорта, региона произрастания и качества почвы, а органическое земледелие не обогащает твой авокадо витаминами и минералами. Что касается вредных удобрений – сюрприз! – экоответственные фермеры имеют право их использовать. Просто удобрение должно быть природного происхождения. В 2011 году 4075 человек во Франции и Германии страдали кровавым поносом, а 50 умерли, откушав семена пажитника, который вырастили на совершенно разрешенном, натуральном и экологичном навозе. А от разрешенного в органическом земледелии ротенона у самих фермеров в 2,5 раза увеличивается риск развития болезни Паркинсона. Но спору нет, он природный. После этого рассуждения в формате «вы же хотите есть только натуральную пищу, так и вашей коже нравится все естественное и растительное» кажутся смешными.
Но к производителям натуральной косметики у меня есть еще претензии. Во-первых, они врут про свои составы. Как в баночках Honest оказались ингредиенты не природного происхождения, так и в средствах других органических и натуральных брендов постоянно обнаруживают химию. В 2011 году компания Organic Monitor проверила 50 крупных органик-брендов и с прискорбием сообщила, что состав их средств не соответствует заявленному на упаковке. Во-вторых, они врут про вред синтетических конкурентов. Минеральные масла вызывают рак, кричат те, кто используют натуральные. Вот, и исследование есть! Ага, научная работа о связи минеральных масел и рака самая настоящая, все так. Только она про сталеваров и технические масла, которые используют для смазки на металлургических производствах. Ок, тогда они забивают поры, вот вам ссылка на исследование. Тоже нечем крыть, бедные лабораторные крысы. Люди устроены немного по-другому, поэтому для них этот продукт не камедоногенен.
А от парабенов ваших в синтетической косметике – рак, не уймутся сторонники органики. Научное сообщество давно опровергло ошибочную работу 2004 года университета Рединга о канцерогенности этого консерванта, но разве тех, кто хочет продать тебе крем из толченой календулы за 100 долларов, это волнует?
Мода на все натуральное настолько масштабна, что те, у кого в составе розой и не пахло, идут на ухищрения, придумывают изящные формулировки, чтобы выдать свой продукт за модную органику. Для этого даже есть специальный термин – «грин вошинг». Таких «промывателей» сурово разоблачают блогеры. Но потребитель и сам обманываться рад, ведь он не готов думать.
Наша боязнь понятна. На заре химических свершений случалось немало осечек. Наши мамы ходили в красивых и модных синтетических костюмах, под которыми невероятно потели и, будем честны, пахли – антиперспирантов не было. Тот, кто занимается фитнесом, знает, насколько изменились ненатуральные ткани, как они дышат, греют и охлаждают по ситуации. Наши бабушки (ну ладно, бабушки американских девушек в основном) отращивали густые усы на оральных контрацептивах. Сейчас гормональные препараты решают проблемы лишней растительности, прыщей и ПМС в дополнении к основной функции.
Также и синтетическая косметика идет вперед семимильными шагами, справляется с тем, что ни огуречному лосьону, ни красивым баночкам в пастельных тонах с пометкой «натуральное» и не снилось. Именно из-за ее «химичности» к ней предъявляются гораздо более серьезные требования по контролю качества, поэтому в большинстве случаев она безопаснее и эффективнее.
Впрочем, на что тратить свои деньги – личное дело каждого. У меня только один совет: всегда проверять, что стоит за обещанием производителя – маркетинговое исследование или научное.
Ольга Исламкина, cilantro.ru