Логотип Peopletalk

«Все свои косяки я стараюсь преподносить как глубокую мысль художника»: основательница бренда Red September Ольга Васюкова о звездных клиентах, вдохновении и самом главном в карьере дизайнера

Главное изображение статьи
Реклама

В последние полтора года локальные марки стремительно набирают обороты, вес и значение. Практически каждую неделю на модной арене появляются новые игроки с большими амбициями и явным талантом. Мы всегда пристально следим за такими проектами и знакомим с самыми перспективными. 

Героем нашего сегодняшнего интервью стала основательница бренда Red September Ольга Васюкова, и мы почти уверены, что ты знаком с ее работами. Во-первых, в образах российской марки ходят почти все столичные (и не только) модники, а во-вторых, Red September обожают западные звезды. И этот тот редкий случай, когда стилисты сами запрашивают для своих звездных клиентов образы российского бренда. Джулия Фокс выгуливала легинсы c графическим принтом «жвачка», Холли Бейли сделала ставку на синий тотал-лук из коллекции осень-зима 2022, а Деми Ловато выбрала мятный костюм с асимметричной юбкой. Список западных клиентов на этом не заканчивается, сейчас вещи бренда с гордостью носят Diplo, Ромарио Ксоло Маридуэнья, Ciara и многие другие.

Тут стоит отметить, что такое внимание к бренду вполне заслуженно и более чем оправданно. Ольга Васюкова из раза в раз справляется с задачей удивить придирчивого потребителя. Она создает джинсы-перевертыши, рубашки с «панельками» спального района, косухи с принтом водочной этикетки и лонгсливы с фотопринтом Музея космонавтики. Каждая вещь из коллекции пронизана отсылками и наполнена смыслами. А в следующем сезоне Red September вместе со своим героем преодолевает ощущение неопределённости. Одежда принимает форму современной терапии (кстати, так и называется коллекция весна-лето 2024), первый шаг которой — признание самому себе: душа наизнанку – швы наружу. Такой подход, конечно, подкупает. Под чары талантливого дизайнера попала и редакция PEOPLETALK. Сегодня мы пообщались с Ольгой о звездных клиентах, вдохновении и самом главном в карьере дизайнера.

С чего начался твой путь в моде?

Когда я решала, куда пойти после школы, даже не знала, что существует такая профессия, как дизайнер. Я ничего не знала про фэшн-индустрию в 90-е, не интересовалась ей в 2000-е, а единственным журналом, приближенным к моде, был журнал Burda. Я тянулась к техническим наукам и, продолжая семейную традицию, поступила в Московский государственный университет путей сообщения, где в течение следующих пяти лет с удовольствием изучала инженерию, высшую математику, начертательную геометрию и т.д.

Я думаю, процесс создания чего-то нового мне нравится больше, чем сама мода. Меня завораживает идея о том, что я создаю что-то из ничего, что имеет смысл и вызывает эмоции у других людей, вдохновляет и ободряет их. И сейчас, делая это, я чувствую себя наиболее комфортно в сегменте моды.

Ты училась в Институте моды и дизайна в Италии. Как считаешь, насколько важно и нужно образование в индустрии моды?

Моя мать – ученый, у меня не было ни малейшего шанса прекратить учебу после получения всего одного диплома. Да и в целом мне нравится учиться. Дизайн-образование, которое я получила в Polimoda, было далеко от коммерческого. У нас была полная свобода действий и творчества, профессора помогали нам понять себя и найти направление движения. Именно там мы изучали историю моды, этнические группы, современное искусство. Школа предоставила потрясающую площадку для нетворкинга и налаживания всех особенностей коммуникации в творческой среде. 

Что для тебя мода? 

Игра, в которой хаос формирует стабильность.

Любой дизайнер чем-то или кем-то вдохновляется. У тебя есть ролевая модель – дизайнер или бренд, на который ты равняешься?

Вдохновение – это лирика, оправдание впустую потраченного времени. Если есть цель и кайф от работы, то к результату приводят только усидчивость, трудолюбие, грамотный тайм-менеджмент и четкий дедлайн. Сегодня нет вдохновения – значит, работаем без вдохновения! 

Но определенно импульс для работы я получаю от людей. Мне важно, чтобы именно те люди, которых я каждый день вижу на улице, с которыми езжу на общественном транспорте или встречаю в обычных магазинах, проживали самые яркие моменты жизни в вещах, в которые я вкладываю так много эмоций и времени.

Давай немного пофантазируем. Если бы тебе сказали, что ты можешь выбрать любого человека из любой эпохи в качестве амбассадора бренда Red September, кто это был бы?

Недавно мы сидели со сценаристами и обсуждали самые идиотские идеи, которые приходили в голову. Так родилась история про Жириновского, который путешествует в будущее и, возвращаясь в настоящее, предсказывает разные события, чтобы исправить историю. Выберу его.

Одно время ты работала в крупной компании LPP в бренде Reserved. Какие плюсы от опыта и какие минусы в работе?

В большом массмаркет-бренде четко выстроенная система: каждый знает круг своих обязанностей, система отработана и ответственность растворяется в большом количестве сотрудников. В массмаркете практически отсутствует фактор творчества, есть определенная коммерческая задача, и дизайнер решает ее, не отвлекаясь на другие. При этом созданы прекрасные условия для работы, всеми процессами руководят очень опытные профессионалы, существует отличная корпоративная культура, в рамках которой действует большой международный коллектив, владелец компании вовлечен во все процессы и открыт ко всем сотрудникам. Но этот комфорт расслабляет, пропадает стимул создавать новое, пробовать неоднозначные решения.

А если бы тебе сейчас предложили стать креативным директором крупного бренда. Согласилась бы?

История не терпит сослагательного наклонения. Я рассматриваю предложения в реальном времени и принимаю решения, исходя из текущих условий. 

Поговорим немного о Red September. Как появилась идея для создания собственного бренда?

Почти сразу после выпуска из Polimoda я уехала работать в Польшу. Все это время я обновляла аккаунт в Instagram (запрещен в РФ. — Прим. ред.), где рассказывала истории о своих занятиях модой, публиковала фотографии студенческих проектов, коллекций, небольшие капсулы уже в рамках моего бренда. Через несколько месяцев после переезда в Польшу мой нынешний партнер нашел этот аккаунт, написал мне и предложил работать вместе. Вскоре я ушла из польской компании и вернулась в Москву, чтобы сосредоточиться на развитии бренда. День моего возвращения в Москву – 11 ноября – мы отмечаем как день рождения бренда.  

Расскажи для наших читателей, что означает название бренда?

Название у многих ассоциируется с темой революции и советского прошлого моей страны в первую очередь из-за цвета. Я не хочу подтверждать или опровергать эту теорию, потому что, по сути, любая интерпретация, к которой приходит человек через призму своих взглядов, имеет право на жизнь. Главное, что это название однажды объединило вместе большую команду, которая теперь двигается в одну сторону.

Ты помнишь, с какой вещи все началось?

Над каждым проектом я работаю посредством коллажей из фотографий и моих иллюстраций. В самом первом проекте я хотела максимально сосредоточиться на повседневности обычных советских людей. Понять, c какими мыслями они просыпались и засыпали, из чего состоял их быт, что их окружало. Я собирала архивы фотографий, изучая информацию, интересные факты. Например, до определенного момента молоко в СССР продавалось исключительно в стеклянных бутылках. Вся отрасль была построена на работе со стеклом. С появлением в конце 80-х годов упаковки tetra pak культура стеклянной упаковки для молока полностью исчезла. А после использования пустые упаковки tetra pak мыли, срезали с них верх и использовали как коробки для сыпучих продуктов или выращивали в них растения. У меня были иллюстрации молочных пакетов и фотография обычного советского мальчика со стеклянной бутылкой молока в руке. Сначала я сделала коллаж, в котором мальчик является частью молочного пакета, а потом поменяла их местами, и получилось, что уже пакет tetra pak стал частью мальчика. А дальше уже включились мои любопытство и азарт – смогу ли я адаптировать такую конструкцию к одежде и сделать ее носибельной.

В чем «фишка» бренда?

Мы предлагаем мыслить вне рамок стереотипов через переосмысление культурных символов.

Есть ли в коллекции вещь, которая стала культовой из-за случайной ошибки дизайнера?

Все свои косяки я стараюсь преподносить как глубокую мысль художника. Все равно никто не знает, как должно быть.

Как ты описала бы бренд в трех словах?

Большая. Головная. Боль.

Как ты думаешь, какими качествами должен обладать человек, чтобы создать успешный бренд?

Я бы послушала человека, который владеет этой информацией. Лично я пока справляюсь только трудоголизмом и божьей помощью.

Как считаешь, возможно ли создать творческий проект, который при этом будет коммерчески успешным?

Схема будет работать, только если за творчество и бизнес отвечают люди, имеющие профильный опыт и знания, и они при этом не нарушают профессиональные границы друг друга.

В одном интервью ты рассказывала, что не заинтересована в коллаборациях с другими брендами. А если бы тебя попросили сделать коллаб с режиссером или художником, кто это был бы? 

В киноиндустрии мне, скорее, интересны представители более специфических профессий. Надежда Васильева, одна из лучших в России художников по костюмам, Сергей Февралев, потрясающе талантливый художник-постановщик, – это те люди, поработать с которыми в любом формате было бы большой удачей. Говоря о художниках, в прошлом году на Cosmoscow мне очень откликнулись работы Вадима Михайлова и Владимира Грига. Назову еще Павла Киселева и Максима Демина.

Как думаешь, какая самая главная проблема индустрии моды в России?

Есть очень много российских молодых дизайнеров, подающих надежды. Пока дальше надежд дело не идет. Огромный творческий потенциал разбивается о полную импотенцию фэшн-индустрии страны и отсутствие квалифицированных кадров. Одного таланта дизайнера недостаточно. 

Что самое главное в карьере дизайнера?

В своей карьере я только заложила фундамент, и стоит он не так долго, чтобы я могла сделать какие-то выводы. Важно гореть своим делом, но, полагаю, это работает в любой профессии.

Red September сейчас носят Джулия Фокс, Холли Бейли, Деми Ловато и многие другие. Можешь поделиться советом, как в современных реалиях выйти на мировой уровень?

Так же, как и в любых других реалиях. К нам поступает запрос на съемку или публичный выход, наш пиар этот запрос рассматривает и дает свой ответ. Все запросы по СНГ рассматривает наша команда в Москве, запросы от европейских стилистов рассматривает наш пресс-офис в Милане, американских – пресс-офис в Лос-Анджелесе. Мы как бренд можем только согласовать запрос стилиста, но никак не можем повлиять на финальный выбор его звездного клиента. Каждый конкретный случай – это удача и стечение обстоятельств.

А можешь вспомнить самый приятный комплимент от клиента бренда, который запомнился надолго?

Не так давно к нам зашла обычная женщина средних лет. Не модель, не звезда. Просто женщина, которая с брендом даже знакома не была. Она ходит, смотрит, примеряет вещи, и ей все подходит. Каждая вещь, мужская, женская, все сидит отлично. И она в зеркало смотрит и кайфует. Там в глазах такой восторг от того, как она выглядит и как себе нравится в этот момент! Вот когда такими глазами на себя наши клиенты смотрят, это маленький плюс в мою карму. 

Какие планы на будущее? Куда планируешь двигаться дальше?

Сейчас я учусь на втором курсе сценарного мастерства Московской школы кино, пытаюсь расширять свой кругозор, интегрировать новые направления в свою работу, ищу точки взаимодействия моды и киноиндустрии. 

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.