Логотип Peopletalk

Вспомнить все: «Аська», «ЖЖ», «Дамочка» и другие социальные сети, с которых все начиналось

Главное изображение статьи
Реклама

Мы еще помним звук «о-оу», оповещающий о новом сообщении в «Аське», первые «вайны» Паши Микуса и Насти Ивлеевой и даже эпоху «Живого журнала», не иметь который было просто стыдно.

И хотя пик их популярности прошел в некоторых случаях десятки лет назад, именно эти площадки со своими функциями стали прародителями современных социальных сетей, а некоторые из них, более того, еще могут вернуться в нашу жизнь снова: ICQ, например, если верить источникам, готовится к масштабному перезапуску.

Вспоминаем эту и другие платформы и приложения, с которых все начиналось.


Damochka.ru

Одна из старейших социальных сетей на просторах Рунета. Она появилась в начале нулевых (2001) и сделала своей фишкой знакомства с помощью игр (отсюда и девиз сайта «Знакомься играючи»): изначально это были многопользовательские игры «Любовь с первого клика» и «Гюльчатай», адаптация сервиса оценок фотографий.

Сейчас «Дамочку» называют одним из первых в России сайтов знакомств, но те, кто пользовался ей, говорят, что это, по сути, было классической социальной сетью для общения. Через пять лет после запуска, в 2006-м, аудитория сайта насчитывала 1,7 миллиона пользователей (в том числе 700 тысяч активных), но позже начала терять популярность, а сейчас «Дамочка» стала полноценным сайтом для знакомств под названием Love.ru.


ICQ

Ну кто не помнит легендарное «о-оу»? Этим мессенджером в нулевые пользовались буквально все: в «Аське» в свое время были каналы (альтернатива блогов), стикеры и маски, голосовые сообщения и видеозвонки, групповые чаты.

На пике популярности, в 2001-м, аудитория социальной сети насчитывала 100 миллионов зарегистрированных пользователей, но к началу десятых с появлением и развитием конкурентов ICQ стал сдавать позиции: уже к концу 2013-го в России им пользовались всего 6,7 миллиона человек в месяц (в том же 2001-м ежедневная аудитория составляла около 10 миллионов). Два года назад, в 2020-м, Mail.ru Group запустила на основе ICQ обновленный мессенджер ICQ New с автоматической расшифровки голосовых сообщений, групповыми звонками и свежим дизайном, а в середине марта 2022-го «Ведомости» со ссылкой на источники сообщили о перезапуске «Аськи» к лету этого года. Возвращение легенды, не иначе.


Coub и Vine

С этих платформ (они запустились для широкой публики с разницей в год в 2012-м и 2013-м соответственно) в свое время началась эпоха коротких видеороликов: именно там, например, первая популярность пришла к звезде социальных сетей Павлу Микусу.

Зацикленные юмористические ролики (до 10 секунд) появились здесь еще до Instagram * и популярности TikTok, поэтому и цифры были впечатляющие: аудитория Vine, например, в одно время насчитывала до 200 миллионов человек, «Кубом» пользовались ежемесячно около 45 миллионов. Позже, правда, обе площадки не выдержали конкуренции: сейчас Vine доступен только как архив с ранее загруженными видео, а Coub официально закроется 1 апреля 2022 года.

* Признан экстремистским и запрещен на территории Российской Федерации


LiveJournal

А у тебя был свой «ЖЖ»? Именно благодаря LiveJournal появилось такое понятие, как «блог», а особенностью платформы стала публичность личных журналов: здесь можно было без цензуры обсуждать любые инфоповоды, находить единомышленников, общаться с пользователями и даже участвовать в рейтинге аккаунтов.

К концу нулевых, в 2007-м, аудитория LiveJournal превышала 14 миллионов человек (на Россию приходилось 2,7 миллиона пользователей), но уже в начале десятых площадка стала терять популярность – основной причиной были хакерские атаки, из-за которых пострадали десятки пользователей. Сейчас «ЖЖ» продолжает свое существование и, по словам руководителя платформы Натальи Арефьевой, «остается популярной площадкой с интересным контентом и яркими личностями, которые его создают». По внутренним данным LiveJournal, число пользователей на 2020-й достигало 45 миллионов человек.


Ask.fm

Сейчас уже можно честно признаваться, что задавал вопросы на «Аске» сам себе (да, мы тоже этим грешили). Сеть с возможностью анонимных вопросов была запущена в 2010-м как конкурент аналогичного сервиса Formspring (он закрылся в 2013-м и переквалифицировался в сайт для знакомств) и быстро набрала популярность: в 2013-м она насчитывала 50 миллионов пользователей, в 2015-м – 80 миллионов, а к 2019-му преодолела порог в 300 миллионов. Платформа, кстати, существует до сих пор: в «Аске» появились приватные чаты для общения тет-а-тет, программа для вознаграждения самых активный пользователей, собственная внутренняя валюта, фотоопросы. Эх, а мы еще помним, как в свое время именно с Ask.fm начинал, например, Андрей Петров, к которому именно там пришли его первые 10 000 подписчиков.


MySpace

Еще один прародитель современных социальных сетей, который был на пике популярности в середине нулевых. MySpace начал работать в 2003-м как сайт сетевых сообществ и платформа для блогов и давал возможность создания групп по интересам, персональных профилей, размещения фото и видео, а также прослушивания аудиотреков известных исполнителей.

Долгое время площадка была самой популярной социальной сетью в Америке и во всем мире (одним из ее совладельцев, кстати, был Джастин Тимберлейк), но к концу нулевых ситуация изменилась – Facebook * обошел конкурента по посещаемости, хотя сайт активен до сих пор.   

* Признан экстремистским и запрещен на территории Российской Федерации


Foursquare

Чекин! Популярной в свое время социальная сеть стала благодаря возможности «отмечаться» в посещенных местах (это были рестораны, музеи и любые другие точки на карте, в том числе созданные тобой самостоятельно) – каждый такой «чекин» позволял пользователю зарабатывать баллы и даже статус «мэра» заведения, а твой отзыв на место публиковался в общий доступ.

Через два года после запуска, в 2011-м, Foursquare пользовались более 8 миллионов человек, а в 2014-м (к этому моменту аудитория насчитывала 50 миллионов пользователей) функция отметок была перенесена в отдельное приложение Swarm. Сейчас сам Foursquare представляет собой аналитическую платформу для крупных компаний, а его дочернее приложение Foursquare City Guide – приложение для рекомендаций путешественникам.


Periscope

Кейвон Бейкопур придумал свое будущее приложение во время путешествия в Стамбул, когда стал свидетелем массовых протестов, – так в основу Periscope легла идея показать мир другим своими глазами.

На разработку ушло два года, но уже через четыре месяца после запуска, в 2015-м (кстати, в том же году сервис купил Twitter), площадка насчитывала около 10 миллионов пользователей и была признана лучшим приложением для iOS – всех массово привлекала возможность вести видеотрансляции, а не сообщать о происходящем вокруг текстом. Кроме того, Periscope выигрывал у конкурентов возможностью поддерживать трансляции других «сердечками», задавать вопросы, комментировать увиденное и записывать стримы. Приложение, к слову, активно до сих пор, но сильно потеряло в популярности с развитием прямых эфиров в том же Instagram *.

* Признан экстремистским и запрещен на территории Российской Федерации

Реклама
Рекомендуем