Web3 – новый тренд в технологиях после NFT и криптовалюты. Как заработать на «Интернете будущего»?
Практика последних лет доказала: вовремя поймав новый технологичный тренд, можно сорвать куш. Когда одни присматривались к биткоину, другие скупали его за бесценок, чтобы потом увидеть на счету круглые суммы (на момент написания статьи один биткоин, например, стоит около 1,4 миллионов рублей), затем на повестке дня появился NFT, а теперь, пока что в узких кругах, обсуждают Web3, о котором скоро наверняка заговорят все. Простыми словами, Web3 – новый тренд, объединяющий NFT и криптовалюты в новом Интернете, его очередной виток развития и одна из современнейших версий, которой рано или поздно будет пользоваться большинство. Так было и с Web2 – этапом, на котором появились социальные сети и понятия «личные данные», «интерактивность» и «пользователи», и с Web1 – первоначальным вариантом того, что собой в принципе представлял Интернет в 90-х годах.
И да, в Web3 можно и нужно зарабатывать – если, конечно, не упустить момент.
Так что даже если придется поломать голову, чтобы вникнуть в составные «Интернета будущего» вроде блокчейна и децентрализации, потом ты скажешь нам спасибо. Возможно, мы прямо сейчас делаем из тебя миллионера.
Web3 начал зарождаться еще в середине десятых, но формируется до сих пор, поэтому точного определения не имеет. Хотя уже сейчас можно выделить его ключевые особенности: например, децентрализацию данных и экономику на основе криптовалют.
Кирилл Алексеев – диджитал-маркетолог и предприниматель
«На этапе Web2, в котором мы живем, невозможно управлять своими данными. Когда мы выкладываем посты в социальные сети, то не владеем этим контентом – его могут удалить за нарушение правил, как могут заблокировать ваш аккаунт или отправить его в теневой бан. То же самое происходит и на других сайтах, и даже сейчас, когда вы заходите на сайт, он просит подтвердить, что вы согласны делиться своими персональными данными Cookie, которые могут содержать возраст, геолокацию и другую информацию.
Децентрализация означает, что в версии Web3 пользовательскими данными никто не будет владеть, не будет органа, человека или компании, которая может принять решение заблокировать вас или удалить, распоряжаться вашим контентом.
Это стало возможно благодаря технологии блокчейн – условной базе, в которой данные зашифрованы таким образом, что их никто не может взломать. Если я, например, опубликую пост в Сети, во-первых, его никто не сможет удалить, во-вторых, можно быть наверняка уверенным в том, что это авторский пользовательский контент».
Кирилл Алексеев подтверждает: Web3 работает на основе технологии блокчейн и практически любой проект, сайт и сервис внутри этой системы используют цифровую валюту. По его словам, создать свою крипту здесь может любой человек. А сама криптовалюта используется и как деньги и как акции. Например: «Я покупаю акции Apple и становлюсь акционером компании, Apple использует мои деньги. Криптовалюта в Web3 работают так же, но сам процесс стал в разы проще». И недостатки, как он объясняет, вытекают ровно из преимуществ: свобода в контенте, например, делает его неуправляемым («Если ты можешь публиковать любой контент вплоть до порнографии, то как-то это должно регулироваться?»), а возможность для каждого создать свою валюту может негативно повлиять на рынок («Как отличить надежную криптовалюту от ненадежной? Сейчас за нас это делают банки, фонды, биржи, брокеры, а в Web3 весь этот анализ и ответственность ложатся на плечи автора»).
«Децентрализация данных, технология блокчейн, криптовалюты позволяют решить множество проблем, связанных с Web2. Больше возможностей заработка, больше свободы, возможностей для самореализации и проявления себя, форматов развлечений (те же самые метавселенные)», – поясняет Кирилл Алексеев и добавляет, что в скором времени Web3 позволит заменить большинство малоэффективных процессов. Например, бюрократических, связанных, как правило, с большой бумажной работой: «Блокчейн позволит это оптимизировать, ведь договоры, сделки, сертификаты, документы, права, СНИЛС, паспортные данные – все может храниться в цифровом виде, и эти документы точно будут подлинными. Напомню, что в блокчейне невозможно подделать контент или заменить информацию». Правда, существует несколько предложений, как сделать блокчейн с возможностью удаления или изменения данных – они появились в ответ на законы о «праве на забвение» (по нему каждый имеет право потребовать у поисковой системы удалить из результатов поиска ссылки на материалы, где речь идет о них), принятом во многих странах. При этом непонятно, как именно будет работать закон в случае с контентом, размещенном в блокчейне, потому что органа, который смог бы удалить контент, нет.
«Достаточно воспользоваться любым сервисом на основе блокчейна в Интернете: например, зайти в метавселенную Decentraland может любой человек на своем компьютере за пять минут или создать свой аккаунт на крупнейшей криптовалютной бирже Binance. И вот вы уже в Web3».
«Сейчас в Web3 приходят и пользуются всеми его благами две категории людей: те, кто создает что-то свое для заработка, и те, кто это потребляет, получает новый опыт и тоже на этом зарабатывает. Их объединяет финансовая мотивация. Для сравнения: в Web2 заработок связан с классической работой (быть блогером, монтажером, копирайтером), а в Web3 можно прийти, купить токен (криптовалюту – Прим. ред.) и сразу на этом заработать. Но также можно и потерять. Повышенная доходность всегда пропорциональна повышенному риску. Я знаю людей, которые в 18 или 20 лет уже создают целые сервисы в Web3 и делают хорошие деньги внутри этой системы: один парень, к примеру, покупал NFT за 150 долларов, а через несколько дней продавал их за 4–5 тыс. долларов, и такие операции можно было совершать каждую неделю. Доход в 30 раз больше вложенных средств», – делится Кирилл Алексеев.
По его словам, Web3 подойдет даже для тех, кто просто хочет новых эмоций и устал от того, что можно найти на просторах обычного Интернета: «Web3 может предложить, например, метавселенные – целые миры, где можно ходить со своим аватаром, как в видеоигре. Они похожи на микс из социальных сетей, мессенджеров и видеоигр, даже каких-то сервисов вроде Zoom, где созваниваются по рабочим вопросам. Стоит добавить, что в Web3 уже начинают приходить все больше и больше крупных брендов: Coca Cola, Nike, Gucci. Так компании хотят занять свое место в новом Интернете и быть на виду, показать свою прогрессивность». А ты?