Логотип Peopletalk

Яйца Фаберже на Пасху: как зарождалась главная праздничная традиция императорской семьи

Главное изображение статьи
Реклама

20 апреля наступает Светлый праздник Пасхи. Традиционно в этот день мы накрываем стол, в центре которого устанавливаем главные украшения – освященные крашеный яйца и кулич. Принято в этот день и преподносить яйца родным и близким. Этот ритуал появился много веков назад, претерпел изменения, но продолжает существовать до сих пор.

Колумнист PEOPLETALK Екaтерина Андрeева рассказала, как отмечали Пасху при императорском дворе. Ведь именно тогда подарки в виде яиц для венценосных особ изготавливал Карл Фаберже – легендарный ювелир и мастер своего дела. Но в материале речь пойдет не только о них, но и о других презентах.

Екaтерина Андреева, создатель проекта об искусстве YaAndArt

В конце XIX – начале XX века Пасха занимала центральное место в жизни Российской империи. И значение этого праздника выходило далеко за рамки религиозного обряда. Города преображались, крупные производители конфет и ювелирных изделий, мелкие лавочники готовились к празднику ничем не хуже, чем сегодня. Несмотря на то, что более 100 лет назад главным символом праздника было обычное красное пасхальное яйцо, олицетворявшее Воскресение Христа (как гласит одна из легенд о традиции красить яйца на Пасху: распространяя Евангелие Мария Магдалина оказалась перед римским императором Тиберием, которому заявила, что Иисус воскрес, на что тот ответил, что это невозможно, точно так же, как если бы яйцо покраснело, и в тот момент яйца, что были у Марии с собой стали красными.) К концу XIX века обычными крашенками (яйцо, окрашенное в один цвет) было уже никого не удивить, поэтому существовали и другие решения:

1. Писанки – это необычная техника раскраски яиц с использованием воска, который используется в качестве трафарет для создания узора.

2. Драпанка – сложная техника, при которой узор на яйце выцарапывают.

3. Крапанка – тут все просто, это яйца в крапинку.

Пасха играла и политическое значение, демонстрируя единение народа с государем: императорский двор специально готовил несколько сотен яиц с императорскими вензелями для свиты, и император лично христосовался (Пасхальное приветствие с троекратным поцелуем) со всеми. В одну из Пасх он раздал 730 яиц и поцелуев, как отмечал император: «Щеки порядочно горели».

Поэтому и неудивительно, что простого крашеного яйца стало не хватать. С середины 19 века появилась традиция дарить на Пасху не только окрашенные яйца, но и другие презенты. Начиная с цветов и шоколадных конфет, переходя к драгоценностям, фарфоровым сервизам и даже серебряным столовым наборам.


Самым распространенным подарком были сладости: шоколадные конфеты и яйца, леденцы и сухофрукты, букеты из сахара, бисквиты и всевозможные печенья – все это упаковывалось в красочные бонбоньерки. Для дам были «нежные сувениры» – туалетные коробочки, кошельки и чайные пары. Согласитесь, что от всего перечисленного и сегодня никто не откажется. Конечно, на Пасху, как и на любой праздник, женщинам было принято дарить украшения, но в данном случае небольшие: броши, заколки и подвески.

Мужчинам преподносили запонки, булавки для галстука, рамки для фотографий, шкатулки и различные аксессуары для рабочего стола: ручки, пресс-папье, настольные зажигалки.

Детям тоже делали подарки, например, такие, которые получила дочь Александра III: «На Пасху папа подарил брошку, а мама – маленькую чернильницу».


Перед тем как мы перейдем к дорогим подаркам, расскажу о культовом подарке конца XIX – начала XX века – маленьких кулонах в виде пасхальных яиц. Производили их многие ювелиры, но особенно отличился Фаберже.

Из маленьких подвесок собирали ожерелья и браслеты, дарить их было принято девочкам с самого рождения, так к 18 годам у девушки собиралось необычное персонализированное украшение. Диапазон цены был огромный, только в записной книжке Александры Федоровны цены варьируются от 4 до 55 рублей (грубый пересчет на сегодня один рубль российской империи равняется 1000 рублям современных). Кстати, императрица ежегодно заказывала несколько десятков таких подвесок и сама рисовала для них дизайн, как и цену назначала она сама. Фаберже всегда делал такие украшения себе в убыток, зная, что компенсирует это на других заказах. В них все было хорошо, кроме ушка-крепежа, которое частенько отрывалось от цепочки, о чем вспоминали эмигранты в Париже уже в 1920-е годы, говоря, что неоднократно видели в парижском метро потерянные кулоны в виде пасхального яичка. Это подтверждает, насколько подобные аксессуары были популярны.

Перейдем к более дорогим подаркам! В период моды на историзм возобновилась старая традиция дарить иконы, но теперь они дополнялись роскошными окладами в русском стиле. Их декорировали чеканкой, филигранью и эмалями, вдохновляясь работами московских мастеров XVI – XVII веков.

У богатых были свои причуды, например, пасхальные подарки князя Андрея Владимировича Матильде Кшесинской. Вот как она вспоминала этот подарок: «Он прислал мне большое соломенное яйцо, дешевого вида, а в нем была уложена масса разных пакетиков, завернутых одинаково в бумагу. Среди этих пакетов были простенькие вещи, как-то: карандаши, пепельницы и другие пустяки, а потом я нашла чудесные вещи от Фаберже и пару бриллиантовых пряжек для башмаков».

Настало время для главного пасхального подарка. В 1885 году Карл Фаберже, тогда уже признанный мастер, создал первое пасхальное яйцо для императора Александра III в подарок супруге Марии Федоровне. Вдохновением послужило французское яйцо XVIII века из коллекции датской королевской семьи, принадлежавшее принцессе Вильгельмине, которая завещала его родителям Марии Федоровны. Перед Фаберже стояла задача сделать не точную копию, а создать уникальный подарок, поэтому если в оригинале скорлупа из слоновой кости, то в версии мастера – оно покрыто шероховатой кроющей эмалью, достоверно воспроизводящей белую скорлупу. Отличались и подарки: в версии Вильгельмины – кольцо, а Фаберже подготовил два рубиновых яйца-кулона, стоимостью в 2700 рублей, что составляет больше половины цены всего произведения в 4151 рубль (очень грубо умножаем на 1000, чтобы получить современный эквивалент).

Так была положена традиция императорских пасхальных яиц на следующие 30 лет, за это время было создано 52 уникальных экземпляра. И, вероятно, вам любопытно какое из них было самым дорогим. Может быть, «Коронационное» или «Московский Кремль»? Никогда не догадаетесь! Это яйцо для Александры Федоровны 1914 года – «Мозаичное».

Задержитесь на пару мгновений и разглядите фото, основа яйца – платиновая сетка, в которую инкрустированы алмазы, рубины, изумруды, топазы, сапфиры и гранаты, которые имитируют вышивку. А стоило это яйцо рекордные 28 300 рублей (умножайте на 1000). Квартиру в Петербурге тогда можно было купить за 10 тысяч рублей (почти в три раза дешевле). Это было последнее яйцо, которое заказывали без ограничений по бюджету.

И в завершении хочу поздравить читателей PEOPLETALK со Светлым праздником Пасхи!

Реклама