Логотип Peopletalk

Якутское кино: о чем зовут Земля и призраки?

Главное изображение статьи
Реклама

В 2014 году якутский видеомейкер Айаал Адамов, ныне выпускник мастерской Сокурова и дебютант некоторых российских и зарубежных фестивалей, начинает снимать серию пародийных клипов. В оммаже Тимати он расхваливает свой хотон (с якутского – коровник, хлев, облепленный навозом в целях утепления), к которому «липнет кэш», который «ароматом пленит кыыс» (с якутского – девчонок), за широкими штанами Айаала баккы (с якутского – подштанники), и в конце все, конечно, едут пить кумыс. В следующих клипах Адамов продолжит свой попкультурный синтез и снимет еще пародию на Бруно Марса про оленеводов, северных парней, у которых всегда «много мяса и рыбы», что опять-таки очаровывает кыыс, а также клип на песню Тейлор Свифт.

Через такие языковые и культурные переиначивания на самом деле обнаруживается важная кинотенденция для последних двух десятилетий – разговор о локальной идентичности, об уникальности и самобытности коренных народов России и их культуры.

Холу уолаттара, те самые северные парни в унтах, представители этнического меньшинства, заявляют о себе в контексте большой культуры, отстаивая в ней свое законное место. Об этом, впрочем, все якутское кино.

Коротко, что нужно знать про феномен «якутского чуда»

·         Историю успеха якутского кино неразрывно связывают с деятельностью компании «Сахафильм» – первой кинокомпании, начавшей снимать фильмы на якутском языке в 90-ых.

·         Сейчас Якутия – один из главных центров кинопроизводства в России. В «Сахавуд» активно инвестирует местный бизнес, а государство оказывает всяческую поддержку для развития отрасли.

·         Успешная коммерциализация мифа о поиске национальной идентичности удалась за счет обращения к своему фольклору, эпическим сказаниям олонхо. 

·         Якутское кино разножанрово, в чем также причина его востребованности. Здесь снимают множество комедий (один из самый кассовых фильмов – криминальная комедия «Агент Мамбо», 2019), детективы (еще один недавний рекорд проката «Айта», 2023), социальные драмы.

·         Однако самым популярным жанром остается фолк-хоррор. Это вполне закономерно, так как через ужасы транслируется главный коллективный национальный страх –   потеря и забывание собственного этноса.

Снежный бурьян посреди одинокой степи, по пространству кадра колыхаются ветви, создавая орнаменты, обрамляющие изображение. Поэтика северного пейзажа при этом инфернальна – природное «трепетание», волнение действует магическим образом, разрушая привычные границы пространства. Через эту зимнюю рябь в поле буквально прорастает сказочный портал. Зачин «Мааппы» (1986) Алексея Романова, первого хоррора, снятого на якутском, – история о затерявшемся путнике, который обращается к дереву с просьбой указать верный путь.

В сказочной традиционной завязке образ Мирового Древа указывает на сложную систему пространства и времени: согласно якутской мифологии, вселенная состоит из трех миров, символом их единства выступает священное дерево Аал Луук Мас, кроны которого находятся в верхнем мире, ствол – в среднем, а корни уходят в нижний. Находясь в этой пограничной зоне, на грани гибели, таким образом главный герой находит тот самый верный путь – в потустороннее, в гости к призраку Мааппе.

В русской адаптации имя девушки переведено как Марфа, что значит «хозяйка», в то время как якутское имя означает «девушка в камусах» (часть шкуры оленей, лосей и косуль, использующаяся для пошива обуви). Однако «хозяйка» верно угадывает общий посыл картины: Мааппа, призрак неупокоенной проклятой девушки, не только владеет домом, в который попадает скиталец, но и как фигура Другого (инакового, пришельца), гостя и ghost’а оспаривает человеческое обладание собственной землей и памятью. 

Кто такой призрак? 

По определению философа Жака Деррида, главного призраковеда, это тот «странный голос, одновременно присутствующий и отсутствующий, единичный и множественный, носящий в себе различие», тот «след», дезорганизующий время, «приходящий из прошлого и носящий в себе наследие». А психоаналитик Зигмунд Фрейд, один из первых ученых, заглянувших в области человеческих страхов, объяснял явление «жуткого» вытесненными желаниями и тревогами. Поэтому призраки являются нам из области бессознательного – из того, что мы табуировали и репрессировали в себе. 

В этом опасном, но не злом монстре образ национальной памяти сращивается с плотью – традиционными лентами в длинных черных волосах и физическим ощущением бескрайней и брошенной якутской земли. Слитность образов плоти и воображения в короткометражке Романова демонстрирует, что физическая боль и холод – такие же производные сознания, как и исторические травмы. Якутянка Мааппа напоминает фотографию – материальный визуально притягательный объект, который несет в себе одновременно воображаемую и реальную опасность – изувеченную память.

Ева Иванилова, «Ужас белого листа: история якутского хоррора»

Именно фигура призрака, незлого монстра, отлично выполняет функцию движения памяти: это след прошлого, явленный в настоящем, долг которого – напомнить о прошлом, а в этническом контексте – еще и утвердить его, указать на необходимость временного сращения. Мааппа призывает нас, зрителей, вернуться назад, к истокам и из этой точки пересмотреть и свое настоящее. 

«Главное – помнить», – как бы сообщают нам мистические силы. И если тебе нечего помнить, то такая встреча с собственной историей, пусть и упрощенной до традиционной национальной культуры, обратится для тебя истинным кошмаром и Судным днем.

С «Мааппы» якутское кино становится инструментом новой исторической политики – обращенной к прошлому, развернувшейся в глубь времени. Для этой миссии «окликания» у якутов найдется целый пантеон существ.

Кого мы встречаем в якутских ужасах?

Шаманы

Якутская мифология по большей части на идее шаманизма, так что эти персонажи достаточно часто встречаются в фольклорных произведениях. Это происходит по одной простой причине – только шаманы могут выступать посредниками между мирами, взаимодействовать с духами и давать при случае им отпор.

Абасы

Это объединенное название бесчисленного множества злых божеств и духов верхнего, среднего и нижнего миров. Само слово происходит из корня «аба» – зло. Они – духи, поэтому обычно невидимы простому глазу. Но в тех случаях, когда они показываются человеку, могут принимать любой облик, так как объединяют в себе все страхи и пороки людей. Считается, что все плохое на Земле создано абасы.

Юёр

После преждевременной и неестественной смерти некоторых людей, например, самоубийц, сумасшедших или колдунов, появляются существа, выдающие себя за их души, которых называют юёр. Они невидимы, но могут показаться людям. Даже звон в ушах древние якуты объясняли тем, что это где-то плачет юёр.

Юёр – якутский вариант призраков или зомби. Каждый юёр имеет свой излюбленный район действий – это места, в центре которых жил покойный. Изгнать их может только сильный шаман.

Иччи

Согласно словарю «Мифов народов мира», иччи – духи-хозяева предметов, вещей, явлений природы или определенных мест среднего мира. Иччи существуют даже у совершенно незначительных вещей, например, у ожига, которым подправляют дрова в очаге. Все эти существа невозможно однозначно отнести ни к роду айыы – добрых существ, ни к роду абасы – злых существ. Несмотря на то, что в основном они обитают в среднем мире, они могут приходить как из верхнего, так и из нижнего миров.

Однако у понятия «иччи» есть также философская трактовка: по словарю якутского языка, это «содержимое, сущность, внутренняя таинственная сила, имеющаяся в каком-нибудь предмете». Таким образом иччи олицетворяют «внутреннюю, иррациональную, чаще всего, непредсказуемую активную сущность вещей и явлений природы».

Главный вопрос якутского кинематографа – вопрос о хозяйстве и владении.

Чьи эти земли (неспроста в фильмах мы часто встретим топос проклятой, оставленной, забытой территории), принадлежат ли они нам? Как вернуть эту землю себе или удержать? В связи с этими проблемами фигура духов-хозяев, Иччи, чрезвычайно важна.

Именно философское понимание мифических сущностей предлагает нам одноименный фильм Костаса Марсана, один из главных якутских хорроров. В «Иччи» (2020) непостижимые, неподвластные силы охватывают дом якутской ортодоксальной семьи, расположенный в лесной глуши.

Семейный раздор, который и служит причиной пробуждения паранормального, завязывается на довольно частом урбанистическом конфликте: нерадивый сын со своей женой и ребенком приезжает из города в родительское поместье. Из-за долгов он просит отца продать дом, что в общем то нонсенс – помимо того, что герой сам разорвал свою связь с родным местом и собственно своим национальным прошлым (к примеру, он привозит с собой жену-чужачку, явно не якутского происхождения. К слову сказать, московская актриса Марина Васильева – действительно, одно из немногих, что режет глаз на протяжении почти всего фильма), он предательски принуждает и свою семью отказаться от своей традиционной идентичности, принять правила тотальной модернизации. За это покушение расплатится все семейство.

Собственно, ощущение гнева чего-то нематериального, незнакомого нам, находящегося за гранью понимания, фильм и дарит зрителю: совершенно неизвестно, чего ожидать от него каждую минуту, ведь логика духов непостижима.

Иван Афанасьев, «Иччи»: Не тревожьте землю, птицы

Интересно, что в этом фильме мы опять-таки встретим призрак Мааппы. На этот раз это прокаженная девушка из древнего прошлого, которая с детства была заточена в ту самую избу, принадлежащую главным героям, что отчасти является разгадкой посылаемых мытарств.

Для всех бед один ответ – подавленный и изгнанный Другой. Еще одна фигура, помогающая визуально воплотить идею отстаивания своей инаковости и самобытности. «Пугало» (2020) Дмитрия Давыдова – пример неклассического развития этого персонажа: травле и социальной изоляции подвергается знахарка и шаманка, что является для якутов сакральным статусом.

Конечно, для разгадки этого парадокса нам снова стоит обратиться к сомнительному прошлому героини, на этот раз вполне реальному, а не мифическому и эпическому, что выводит на жанровый синтез триллера и социальной драмы, привычной для Давыдова.

Город как угроза культурной амнезии

Как сохранить связь со своим народом, при этом переживая процессы активной модернизации? Лавируя между традиционным обществом и постмодерном, на эти культурные вызовы отвечают герои представленных фильмов.

·         «Старая игрушка» (1986), Руслан Васильев

·         «Проклятая земля» (1996), Эллэй Иванов

·         «Другая жизнь» (2015), Степан Бурнашев

·         «Нет Бога кроме меня» (2019), Дмитрий Давыдов

·         «Иччи» (2020), Костас Марсаан

·         «Молодость» (2022), Дмитрий Давыдов

Российские историки рассматривают якутское кино последних двух десятилетий как феномен оживления коллективной памяти культурного меньшинства, что, конечно, носит постколониальный характер. В сращении авторского и фольклорного, индивидуального и общинного такое кино находит золотой источник. Это визуальное переизобретение, конструирование истории как коллективного прошлого, создания государственного мифа в большинстве своем за счет культурных деятелей, а не политических институтов.

Якутское кино – это встреча с малым, с его «ревитализацией», обновлением, оживлением.

И в опыте просмотра таких фильмов мы действительно сталкиваемся с незнакомой, могущественной силой, витальностью, в том числе кинематографической, завораживающим движением жизни. Будь то стихия, окружающая природа – великое Мировое Древо, неистовое колыхание ветвей которого может перенести нас в таинственные миры, – или же бесконечный сонм духов и священных животных, обладающих невероятными способностями. Все это призывает нас быть на стороне малого.

В этом контексте примечательно, что и сам новый кинематограф Якутии начинался с малого: при минимальных бюджетах, без инвестиций, без претензии на большое кино – в соединение любительского кинопроизводства с профессиональным. «Мааппа», «Проклятая земля», «Старая игрушка» (уникальная кинонаходка. Недавно оцифрованный первый якутский игровой фильм, считавшийся утерянным с 1990-х) – примеры той аскетичной интонации, на которую еще какое-то время продолжала равняться киноиндустрия.

Сейчас с огромными дотациями, мировым интересом к этно-экзотике, фестивальными прокатами, ориентацией на жанровые конвенции зарубежного кино ситуация изменилась. Тот же Костас Марсаан, режиссер «Иччи», отходит от фольклорных и этнических тем и в марте этого года выпускает триллер «Детектор», мало чем отличающийся от русского кринжа, обычно идущего в прокате.

Опасения вызывают и новости о скором ремейке легендарной «Мааппы». В апреле этого года режиссер первой версии фильма Алексей Романов объявил о завершении съемок нового полнометражного варианта картины, рабочее название – «Вкус жизни». Премьера анонсирована на конец 2023 года.

Впрочем, якутские фильмы продолжают быть широко представлены и на независимых фестивалях, а недавний прокатный успех «Айты» Степана Бурнашева, за две недели ставшей самым кассовым якутским фильмом, кажется, призывает верить в северные чудеса и дальше. 


Текст: Яна Нохрина – кинокритик, основательница проекта Кинолекторий им. Апичатпонга Вирасетакула, кураторка фестиваля экспериментального кино ВНУТРИ

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.