Американские сериалы про подростков кого угодно заставят думать, что в знаменитых на весь мир университетах – Оксфорде, Гарварде и Беркли – жизнь как в сказке: вокруг элита, лучшие педагоги и кампусы сверкают. Но в реальности все совсем иначе. Вот, например, наша героиня Кристина Жегунова испытала на себе всю прелесть Беркли. После учебы она стала пиар-директором компании «Аппетитный Маркетинг», которая занимается поддержкой 50 ресторанов (в том числе Аркадия Новикова, Александра Раппопорта, Ginza), но Кристина прекрасно помнит все «прелести» университетских лет. Так как же попасть в Беркли, и доступно ли такое образование для простого смертного?
Я с 6 лет мечтала стать журналистом, в 14 уже печаталась в городских СМИ. С блеском закончила факультет журналистики у нас в России, не задумываясь об обучении за рубежом. А после получения диплома, когда занималась бизнес-тренингами, мой руководитель посоветовал попробовать поступить в топовый иностранный университет, чему я безмерно благодарна, ведь сама я бы к этой идее не пришла. И тогда встал важный вопрос: что делать, какие документы собрать и как поступить?
Сейчас я с легкостью и полной уверенностью могу сказать любому абитуриенту, что ничего сложного в поступлении нет. И хотя тогда меня одолевали сомнения: «А смогу ли я? А стоит ли это таких усилий?», а подготовка всех необходимых документов казалась абсолютно неподъемным грузом и доставляла много головной боли – сейчас понимаю, что это было не зря.
Прежде чем улететь в Бостон, я обратилась в академическое агентство, которое занимается подготовкой русских студентов к поступлению на зарубежные учебные программы. Но, увы, они делали все по шаблону и не вникали в мои пожелания. Поэтому решила все делать сама.
Первым на очереди стояло получение международного сертификата по английскому языку TOEFL. Но начав подготовку в Москве, я поняла, что мне нужно большее – погрузиться в среду, и поэтому весь процесс обучения был перенесен в США. Сначала я отучилась в Бостонской языковой школе, делая домашние задания в Harvard Yard под тенью многовековых деревьев. А потом выбрала магистерскую программу Business Administration в Беркли и отправилась на другую сторону континента – в Калифорнию.
Языковой (в данном случае английский, конечно же) экзамен является важным моментом при поступлении в любой зарубежный ВУЗ американской образовательной системы – чем престижнее заведение, тем выше TOEFL они требуют. Мне необходимо было 100 баллов при максимуме в 120. Перед экзаменом это казалось абсолютно невозможным. Но на самом деле, если ты упорно готовишься и понимаешь структуру экзамена, то сдать его на высокий балл не так уж и сложно. Но если же ты не сдал экзамен или сдал на оценку ниже проходной, вероятность поступления в топовый зарубежный ВУЗ стремится к нулю. Где-то берут с результатом в 80 баллов, в других вузах – 100, куда-то только с высшим баллом – 120. Экзамен состоит из 4 частей: reading (чтение), speaking (говорение), listening (аудирование), writing (письмо).
Но кроме международного сертификата вам также понадобятся рекомендательные письма (одно академическое, другое профессиональное) и мотивационное письмо (которое, учтите, не пишется впопыхах за 10 минут, а составляет чуть ли не 70 процентов успеха), где рассказывается о целях поступления. Вишенка на торте – собеседование в посольстве, которое тоже является частью процедуры поступления. Очень много бумажной волокиты – пришлось собирать большое количество справок, в том числе из банков – необходимая сумма на карте из расчета — 100 долларов на день пребывания в стране. А также предоставить данные о выбранном месте проживания, оплаченный счет за обучение и еще ряд данных о себе, без которых тебе не пропустят через границу.
Оценивая бюджет перед поездкой, нужно учитывать, что жилье в США в целом стоит от 700 до 2500 долларов в месяц в зависимости от места расположения и площади самой квартиры. А еще все сдается вообще без мебели – поэтому сохраните на вашем счете деньги на мебель. На еду же хватит и 500 долларов в месяц, но чем больше у тебя друзей, тем чаще видишься с ними в кафе, и затраты на питание увеличиваются.
Миновав все трудности поступления, получения визы и накопления достаточных средств на банковском счете, вы попадете в совершенно незнакомую для вас среду. И я точно уверена, что в первые несколько дней вы будете испытывать, как это там называется – сulture shock. Например, для меня было большим открытием, что кореец в 30 лет по поведению чаще напоминает российского подростка. В бытовом плане для них многое, что мы делаем на раз-два, вызывает проблемы, мучения и бурю эмоций. А ребята из Южной Америки вообще никуда не торопятся — опоздание на обед на сорок минут — норма. При этом, почти все любят такие развлечения, к которым я потеряла интерес в возрасте 20-25 лет: клубы, roof top party, розыгрыши, авантюры. Или это я такая зануда?
Но потом все пойдет своим чередом, вы «вольетесь» в студенческую среду. Хотя поначалу заметите, что иностранные студенты немного отделены от американцев, разделение есть также и между иностранцами. Это вполне нормально, когда группы иностранцев из одной страны (например, Китая) разговаривают на своем родном языке после занятий. Не знаю, как повели бы себя русские (я была единственной из России), но для меня это было странно. Несмотря на все эти особенности студенты все равно очень быстро становятся близкими друзьями, ведь альтернативных вариантов для веселого времяпрепровождения или поддержки просто нет. С американцами тоже легко подружиться – очень дружелюбные, и если ты открыт для общения, тебя примут в любую компанию. Культура общения у американцев особенная – вы не услышите обсуждение экзистенциальных вопросов, ребята в Калифорнии предпочитают поспорить на тему американского футбола или политики Обамы. Вообще, все очень эрудированны. Мне сильно импонирует то, что вместо сплетен, ты вступаешь в беседу о парниковом эффекте, важности корпоративной культуры или достижениях в области нейрохирургии.
Если говорить конкретно об учебном процессе, то преподаватели в Беркли довольно сильно отличаются от русских. Они никого не делят на категории, у них нет никаких любимчиков, они лишены субъективизма, они креативно подходят к проведению занятий. Я обожала нашего учителя менеджмента — каждое занятие он проводил какую-нибудь интересную интерактивную игру. И хотя потом приходилось часами писать ему письменные работы по теме проведенных игр – все равно это было увлекательно. Веселый старичок-хиппи весь курс прививал нам понимание того, что все люди разные, у каждого есть таланты, положительные качества, главное — разглядеть и умело использовать это на благо общей цели. Это произвело на меня сильный эффект. Джин, так зовут педагога, устраивал вечеринки у себя дома, где все мы были долгожданными гостями. И до сих пор, раз в год, в канун Рождества, он присылает нам философские письма, которые трогают до глубины души!
Добавлю, что домашнего задания преподаватели в Беркли не задают. Меня это удивляло, пока я не осознала, что учитель подразумевает, что ты уже дома прочитал пол учебника. Ну, и разговаривает с тобой так, как будто абсолютно уверен в твоей ответственности и самоорганизованности, он обращается к тебе как к коллеге.
За время проживания в США (почти два года – в Бостоне и Сан-Франциско), я сильно погрузилась в культуру. Всего один раз я прилетала домой. Никогда не забуду этот день в аэропорту: я в короткой шерстяной юбке в клетку и в кожаной куртке, в ботильонах на голую ногу — так все ходят в Сан-Франциско. Но у нас я моментально замерзла, а все прохожие смотрели на меня как на сумасшедшую. Я тогда поняла, что у моих любимых родственников и друзей ничего не поменялось – множество мелких ежедневных историй, дел, а так – все одно и то же. Казалось, что время остановилось. Не могу сказать, хорошо это или плохо.
После окончания обучения, пожалуй, самое лучшее — это осознание, что у тебя теперь так много друзей со всего мира. Это невероятное ощущение, когда встречаешь soulmate на другом конце Земли, а весь город превращается в твой дом.
После выпуска я сразу же уехала домой, мысли остаться у меня не было. Эта жизнь закончилась, а дома меня уже ждали мои близкие и друзья. Благодаря обучению я получила много актуальных знаний, которые пригодятся здесь и сейчас. Хотя бОльшую ценность, на мой взгляд, имеют новые знакомства, дружественные контакты, разбросанные по всему миру: наследница владельцев самых крупных отелей в Таиланде, дочка политика из Венесуэлы, сын директора Samsung… Ты расширяешь свои горизонты, принимая важную мысль – мы разные, и в этом наше преимущество.
Я бесконечно благодарна Америке за то, какой она меня сделала. Она помогла воспринимать людей как сообщество, не делая никакого расового, национального и даже ментального разделения. Единство в разнообразии – вот, какую идею дал мне Беркли.
Читай также: Закрытая школа: как живет факультет журналистики МГУ