5 крутых экранизаций детективов, которые не уступают литературным оригиналам
Вопросами о том, что посмотреть или что почитать, кажется, можно задаваться вечно и не один раз – в конце концов, любое хорошее произведение, будь то книга, фильм или сериал, увы, рано или поздно подходит к концу, оставляя своего зрителя или читателя в муках новых поисков. Впрочем, есть и хорошие новости.
Чтобы облегчить тебе задачу, каждую неделю мы просим нашего колумниста Константина Образцова – писателя, автора книг «Красные цепи», «Молот ведьм» и других, а также создателя шоу «Образцовое чтение» ВКонтакте и канала «Образцов» в Telegram – поделиться бриллиантами своей коллекции лучшего в мире литературы и сериалов.
Константин Образцов
Сегодня на повестке дня – 5 крутых детективов, которые не уступают своим экранизациям.
Немного перефразируя Козьму Пруткова, можно сказать, что два дела, однажды начавши, трудно закончить: читать увлекательный детектив и спорить о том, что лучше – книга или ее экранизация.
Детективная литература притягательна тем, что в ней есть нечто, на протяжении тысячелетий более всего интересующее людей: смерть и тайны. Причем придуманная чужая смерть, которую с болезненным любопытством можно рассматривать на безопасном расстоянии, и вымышленные чужие тайны, разгадка которых не обернется реальными неприятностями.
Кинематограф рассказывает истории на своем языке, отличном от литературного слова. Поэтому споры о том, что лучше – фильм или книга, сродни спорам о качестве перевода: насколько точно выбрали выражение? А зачем вот тут изменили? А что за имя теперь у персонажа?! Нет, все-таки книга лучше! Или, может быть, фильм?..
В сегодняшней подборке – пятерка не самых известных, но по-настоящему крутых детективных романов, не уступающих фильмам, снятым по их мотивам.
Томас Пинчон, «Внутренний порок» – Пол Томас Андерсон, «Врожденный порок»
Про Пинчона я уже рассказывал не так давно в тексте об очень трудных для чтения книгах, представив его как икону литературного постмодернизма и автора самого сложного произведения всех времен и народов – романа «Радуга тяготения».
Во «Внутреннем пороке» Пинчон во многом остается верен себе: персонажи эксцентричны, сюжет запутан, а стиль повествования местами причудлив. Однако между знаменитой «Радугой…» и «Внутренним пороком» прошло 36 лет, и старина Томас Пинчон хоть и не потерял хватку прославленного мастера абсурда, но с годами стал гораздо больше щадить читателя.
Благодаря этому написанный в 2009 году «Внутренний порок» читается как увлекательный детективный роман, действие которого происходит на берегах солнечной Калифорнии в 60-е годы. Хиппи, расширение сознания, расслабляющий климат, расслабляющие привычки и донельзя расслабленный от постоянного курения того, что нельзя называть, частный сыщик, который с подачи бывшей подружки ввязывается в опасную авантюру. Must read для ценителей вайба эпохи Вудстока, детей-цветов и ироничных детективов.
Адекватно экранизировать «Внутренний порок» мог только конгениальный Пинчону творец. В 2014 году фильм по этому роману снял Пол Томас Андерсон, лучший режиссер Каннского фестиваля 2002 года, известный по фильмам «Нефть», «Мастер», «Лакричная пицца» и др. В нашем прокате фильм по никому неизвестной причине назвали «Врожденный порок», хотя по-английски и книга, и фильм называются одинаково: «Inherent vice». Андерсон изумительно переводит на язык цвета и кадра атмосферу и стиль романа, Хоакин Феникс в главной роли похож разом на всех фриковатых персонажей Пинчона, а актерский коллектив из Джоша Бролина, Оуэна Уилсона, Риз Уизерспун, Бенисио дель Торо и других мастерски передает присущий книге дух легкого помешательства.
Между прочим, две номинации на «Оскар», и одна из них – за сценарий.
Корнел Вулрич, «Вальс в темноту» – Майкл Кристофер, «Соблазн»
Вулрич считается одним из основателей литературного нуара, а еще он – наиболее экранизируемый писатель из представителей этого стилистического направления. Самая известная из таких экранизаций – это фильм «Окно во двор», поставленный Хичкоком по одноименному рассказу Вулрича.
Романы Вулрича – это эталон стиля нуар: напряженный сюжет разворачивается от плохого к ужасному, мир лежит во зле, ждать помощи не приходится, беззаконие торжествует, а любовь непременно оказывается обманом и заканчивается душераздирающе трагическим финалом.
Собственно, это и происходит в романе «Вальс в темноту»: 1880 год, Новый Орлеан, состоятельный джентльмен отправляется на свидание с девушкой, с которой познакомился по переписке – да, такой способ поиска пары вовсе не изобретение ХХ века. Любовь тут вначале оборачивается мошенничеством, а потом продолжается драматической историей о преследовании и мести, итог которой предопределен. Если вам близки огненные мексиканские страсти, в котле которых кипят любовь и ненависть, и вы равнодушны к счастливым финалам, то «Вальс в темноту» – самое то.
Роман был экранизирован режиссером Майклом Кристофером в 2001 году. Фильм вышел на экраны под названием «Соблазн», вместо мрачной атмосферы нуара приобрел карамельно-романтический флер и получил известность благодаря Антонио Бандерасу и Анджелине Джоли, исполнивших главные роли. Ради них фильм стоит пересмотреть и сегодня: 2001 год – это время первой «Лары Крофт» и «Детей шпионов», поэтому Бандерас в фильме играет стопроцентного Бандераса, Анджелина Джоли исполняет настоящую Анджелину Джоли, и это настолько прекрасно, что все прочее имеет мало значения.
Можно просто смотреть и рыдать от ностальгии и красоты.
Джеймс Эллрой, «Черная орхидея» – Брайан де Пальма, «Черная орхидея»
Еще один мастер классического нуара, тяготеющий к чисто детективному канону. Когда Джеймсу Эллрою было 10 лет, его мать жестоко убили, и убийство так и осталось нераскрытым. Это радикально повлияло не только на психику ребенка, но и на творчество взрослого, которого критики не просто так прозвали «Демонический пес американского детектива».
О нераскрытом убийстве рассказывается и в романе «Черная орхидея». В основе его сюжета – реальная история смерти молодой начинающей актрисы Элизабет Шорт, гибель которой в 1947 году потрясла видавший всякие виды Лос-Анджелес: девушка была изуродована страшными пытками, рот разорван до ушей в подобие жуткой улыбки, а тело разрезано пополам в области талии. В версиях не было недостатка, но в реальности убийца так и не был найден. В своем романе Эллрой предлагает собственное видение происшедшего, исполненное в таких мрачных тонах, которые темнее самого черного нуара.
Эту тональность и зловещую атмосферу мастерски передал Брайан де Пальма, режиссер знаменитого «Лица со шрамом» и «Секретов Лос-Анджелеса». В его «Черной орхидее» 2005 года могущественное зло скрывается в голливудском закулисье, за кирпичными фасадами сумрачных особняков, за пологом тьмы и дождя, а расследование ведут Джош Хартнетт и Аарон Экхарт, которые чудо как хороши в роли напарников-копов.
Если вы неравнодушны к стилистике детективов 40-50-х, где мужчины в шляпах и галстуках, женщины в томных платьях и с длинными мундштуками, где злодеи носят рубашки темнее пиджака и галстуки светлее рубашки, а по лобовому стеклу автомобиля стекают струи дождя – читать и смотреть обязательно. Вот прямо сейчас.
Дэвид Пис, «1974: Сезон в аду» – Джуллиан Джарольд, «Кровавый округ: 1974»
Этот роман – первая часть цикла из четырех частей под названием «Йоркширский квартет», созданного современным английским писателем Дэвидом Писом.
Это настоящий крутой детектив в буквальном литературном смысле этого слова: такое определение означает не просто какую-то очень удачную книгу, но происходит от английского «hard boiled», то есть «круто сваренный» – так в 40-50-е годы назывались американские детективы с большим количеством драк, перестрелок и изрядной жестокости.
«1974: сезон в аду» Дэвида Писа не просто круто сварен, а еще густо посыпан красным перцем и щедро полит табаско. Корреспондент йоркширской газеты получает редакционное задание: ему нужно написать о расследовании таинственного исчезновения маленькой девочки. Он берется за дело, но несчастную девочку скоро находят зверски убитой, а журналистское расследование наталкивается на сопротивление местной полиции.
Роман написан в предельно натуралистической, жесткой манере: тут живые до омерзения персонажи, кровь, ругань, коррупция и жестокость, вечный дождь, размывающий грязные дороги английской глубинки, пьянство и безысходность. Ни просвета меж туч, ни проблеска добра в душах, но оторваться от чтения решительно невозможно. У первой книги есть продолжение – всего в цикле четыре романа – и оно еще более шокирующее, чем первая часть.
Исполненная в 2009 году экранизация «Кровавый округ: 1974» неплоха сама по себе, но однозначно проигрывает книге и не стоила бы упоминания, если бы не Эндрю Гарфилд. Еще не ставший очередным «дружелюбным соседом», молодой Гарфилд играет здесь одну из своих лучших, а может быть, и лучшую роль на сегодняшний день, что делает фильм заслуживающим просмотра.
Но начинать однозначно следует с книги, если, конечно, вам по силам беспощадно жестокие крутые детективы.
Уильям Хьортсберг, «Падший ангел» – Алан Паркер, «Сердце ангела»
В этом случае я начну с фильма. Гениальный Алан Паркер, режиссер «Стены» Pink Floyd, «Птахи», «Миссисипи в огне», «Жизнь Дэвида Гейла», на пике своей творческой формы. Кумир поколения Микки Рурк времен «Дикой орхидеи» и «9 ½» недель. Роберт де Ниро в роли самого Сатаны.
Гипнотическое повествование, в которое погружаешься, следуя за детективным сюжетом, начинающимся с простого задания для частного сыщика найти давно пропавшего человека, и постепенно уходящим все дальше в потустороннее, мистическое, зловещее, чтобы завершиться ошеломляюще трагическим и кровавым твистом.
Фильм «Сердце ангела» 1987 года был абсолютным хитом в начале 90-х, а для меня лично остается одним из любимых по сей день. Книгу Уильяма Хьортсберга я прочитал позже, и, при всем сказанном выше, не остался разочарован.
На мой взгляд, это тот редкий случай, когда и книга, и фильм равно хороши, и даже как-то дополняют друг друга при всей естественной разности в некоторых элементах сюжета и последовательности повествования.
У писателя Уильяма Хьортсберга есть и другие вещи, но роман «Падший ангел», получивший заслуженную известность благодаря фильму Паркера, неизмеримо лучше прочего. Это идеальное сочетание детективного, реалистического и мистического, благодаря которому финал книги потрясает не менее, чем концовка фильма.
Даже если вы смотрели фильм, прочесть роман все равно стоит: сакральное знание из разряда «убийца – дворецкий» не помешает испытывать волнение и удовольствие от чтения.
Мурашки гарантированы.