Фото: Наталья Коган. Стиль: Лусине Аветисян. Макияж и волосы: Адель Рейле. Продюсер: Оксана Шабанова. Благодарим Корабль «Брюсов» за помощь в организации съемки.
Алиса Гребенщикова (38) из тех артистов, рядом с которыми, кажется, обязательно должен быть сопровождающий: пиар-директор, ассистент, водитель на худой конец. А она приезжает на съемку одна и на самокате: «Мне так очень комфортно передвигаться». В ней есть что-то от той самой кэрролловской Алисы – она много читает, размышляет, рассказывает забавные истории, но подчеркивает: «Я не мечтаю, а только планирую». Так что, прежде чем побежать за кроликом, она несколько раз подумает. За лимонадом и слоеной косичкой («Очень вкусная штука, советую», – сказала мне Алиса в кофейне) мы поговорили о благотворительности, Цветаевой, вдохновении и, конечно, семье.
«Недавно я хотела написать пост о тех людях, которые меня вдохновляют (да, я зависима от соцсетей), – сразу же подхватывает наш разговор Алиса. – У моей осени 2015 года было два героя. И один из них – Юлия Пересильд».
Познакомились две актрисы на сказочных чтениях, которые устроил фонд «Галчонок». Тогда-то Гребенщикова и узнала, что Юля Пересильд, попечитель «Галчонка», собирает средства для детей с органическими поражениеми центральной нервной системы при помощи творческих проектов.
«Однажды я попала на репетицию «СтихоВаренья» (этот спектакль – один из проектов «Галчонка») и поняла: Юля не похожа ни на кого. Она правда удивительный человек. У нее будто по каждой вене течет сердце, она сама и есть большое сердце. И люди чувствуют ее силу, желание помочь, поэтому перед ней открываются все двери. Когда она предложила мне участвовать в спектакле, у меня был очень напряженный график. Я думала, что приду на репетицию и скажу: «Ребята, мне все нравится, но я не смогу найти время». А я пришла и больше не смогла уйти – просидела с ними несколько ночей».
Кстати, Алиса обязательно будет на фестивале «Галафест» 28 августа, где соберутся все друзья фонда, чтобы доказать: особенные дети могут жить обычной детской жизнью.
Платье, Vika Gazinskaya
Второй герой Алисы – актриса Ирина Петровна Купченко: «Невероятно красивая, манящая женщина». Вместе они сыграли в фильме «Училка». «Я не могла оторвать от нее глаз, хотелось ходить, раскрыв рот, и запоминать каждое ее движение».
И надо же: они вместе сыграли «СтихоВаренье» в Театре им. Вахтангова. Алиса смеется: «Я тогда подумала, как поворачивается история! Две женщины, которые произвели на меня впечатление в начале сезона, рядом со мной на сцене в конце сезона!»
Кстати, кроме «СтихоВаренья» у Алисы еще два детских спектакля. «Скоро премьера «Слона Хортона» в «Практике». Мы будем играть его три недели. Там же у нас идет «Ежик и медвежонок»».
Платья, Vika Gazinskaya
А еще она работает над собственной поэтической программой.
«Однажды я решила, что очень хочу делиться с людьми любимыми стихами. И за два года собрала свой музыкально-поэтический спектакль «Капель», который существует и сегодня. А в прошлом году я делала поэтические пятницы в ГМИ, этим летом – четверги в Третьяковской галерее. Это такой ежемесячный цикл, который называется «Амазонки поэзии», где я рассказываю о главных женщинах в поэзии XX века».
Ей даже разрешили репетировать спектакль по Цветаевой «Девять писем» (между прочим, эта новелла мало кому известна), который она поставила сама, в доме-музее поэтессы: «И вот сидишь ты на полу в детской, когда музей уже закрылся, и читаешь… Это магия какая-то».
Партнером по «Письмам» стал Павел Артемьев: «У нас с Павликом море всего за плечами. Мы познакомились в «Практике». С ним очень удобно работать – он умный, образованный, да и зрители от него в восторге».
«Выглядит «Девять писем» так: мы сидим за длинным столом вместе со зрителями. Я пишу ему письма, а он пытается уклониться от моих всевозможных женских стрел. Скоро будем играть его в парках – в июле, августе и сентябре, а 7 октября опять вернемся в музей».
Брюки и блуза Topshop
Конечно, этой озорной девчонке с рыжими локонами часто хочется гонять на самокате и хохотать – «еще и веселенькое что-то сделать».
Веселятся они вместе с сыном. У них особенные отношения. «Обычно все мамочки говорят: «Ой, мой ребенок учит меня терпению!» Леша учит меня прикладным вещам. Сначала рассказывал про космос, а теперь посвящает в химию. Да, ему восемь, но ему нравится химия! Так что разные вещества и элементы очень плотно обосновались в моей жизни. Благодаря Алеше появилось название одной из моих поэтических программ – «Амальгама», это тоже из химии. И конечно, из Бродского. Нам с Алешей, кстати, очень нравится, как Саша Васильев из группы «Сплин» исполняет его стихи». Так что строчки «Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя. Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя, это чувство забыл я» они напевают вместе.
Сама Алиса в детстве была очень стеснительным ребенком, но умела постоять за себя и «всегда отстаивала свое мнение». И она ни о чем не жалеет.
«Когда родился Алексей, я поняла, насколько важны родственные связи. Для него я начала выстраивать другие отношения с семьей. Он сплотил нас, мы стали больше интересоваться друг другом. Я до этого никогда не отмечала праздники с родственниками – это было необязательно. Сейчас же свой день рождения или Новый год встречаю только с родными».
У Гребенщиковой достаточно мужского внимания, но все это, по ее словам, «как-то мимолетно». В какой-то момент мы начинаем шушукаться, как две школьницы, – о мальчиках. «Вот недавно наткнулась на одного молодого человека в Instagram. И, как типичный пользователь, начала просматривать все его соцсети. Вижу, у него «ВКонтакте» написано – без пары. И все, день удался! (Смеется.) Это забавно. Творческому человеку вообще важно находиться в состоянии влюбленности – это живые эмоции».
А еще для нее важно получить «дополнительную образовательную базу». Она хочет поступить на филфак, только «нужно все заранее спланировать». Она вообще не любит просто о чем-то мечтать, надо сразу делать: «Мечтать – это сидеть и думать, как было бы здорово сейчас оказаться на море. И вот ты сидишь, листаешь ленту в соцсетях: дай-ка посмотрю фото друзей с моря или шутки про море почитаю… А я так не могу. Если хочу на море, значит, надо ехать!»
Как-то Вера Полозкова написала в ее день рождения: «Ты очень устаешь, но при этом ты очень жадный до жизни человек». «Так и есть, – соглашается Алиса, – эту жадность я осознала в 34 года. Время уходит, и если я сейчас не сделаю то, что хочу, то никогда этого не сделаю».