#СТИЛЬ ЖИЗНИ

Будет ли вторая волна мобилизации в России? Как она будет проходить? Отвечаем на главные вопросы с юристом

Чуть больше месяца назад, 21 сентября, в России началась частичная мобилизация: призыву подлежали около 300 тыс. резервистов (по словам министра обороны Сергея Шойгу, это «1% от мобилизационных ресурсов»), отсрочку получили студенты; служащие по призыву; с приписным удостоверением; те, кто работает на предприятиях оборонно-промышленного комплекса; сотрудники СМИ и IT.

А в середине октября президент России Владимир Путин заявил, что все мобилизационные мероприятия, по его мнению, будут завершены в течение двух недель, а «расширять объемы частичной мобилизации в обозримом будущем» нет необходимости.

Тем не менее, уже сейчас в воздухе витают разговоры о второй волне мобилизации. Имеют ли они под собой почву? Кто и, главное, когда может объявить о продолжении мобилизации? Какие законные способы существуют для получения отсрочки?

Разбираемся с с Юлией Андреевой – адвокатом и партнером адвокатского бюро «S&K Вертикаль»

Юлия Андреева

Кто и как может объявить о второй волне мобилизации? Такими полномочиями обладает только президент или главы регионов тоже?

Вопросы, связанные с мобилизацией, регулирует Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». В соответствии со статьей 4 этого закона главную роль в этом процессе играет именно президент России. Он определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, издает нормативные правовые акты в этой области, выполняет координационную функцию по обеспечению согласованного взаимодействия органов государственной власти. Напомню, что частичная мобилизация 21 сентября 2022 г. была объявлена именно Указом президента РФ, в котором содержались распоряжения иным органам государственной власти. Таким образом, решение о проведении мобилизационных мероприятий принимает президент, а высшие должностные лица субъектов уполномочены действовать во исполнение актов президента.  

Связана ли как-либо вторая волна мобилизации с введением в России «четырех уровней реагирования»

Указ Президента от 19 октября 2022 г. № 757 предусматривает дополнительные меры в связи с введением военного положения на части территории РФ, в том числе разделение субъектов РФ по уровням реагирования. В данном указе не упоминается об увеличении военного контингента и дополнительных «волнах» мобилизации. Указывается лишь, что в регионах максимального и среднего уровня реагирования высшие должностные лица наделяются полномочиями «по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики», то есть речь идет о мерах имущественного характера, а не о мобилизации граждан. 

Можно ли говорить о сроках объявления второй волны мобилизации? Обязательно ли она будет и должна ли быть вообще? 

На сегодняшний день понятие «волна мобилизации» ни в каких нормативных актах не закреплено. Более того, представители государственной власти (например, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков) неоднократно отмечали, что никаких «волн» при проведении частичной мобилизации в России нет. Отмечу, что Указ президента об объявлении частичной мобилизации не содержит сроков, по истечении которых она должна завершиться, или описания этапов мобилизации. Также стоит обратить внимание на то, что Указ не устанавливает конкретного числа лиц, которых планируется мобилизовать (пункт 7 Указа, содержащий эту информацию, был засекречен). Именно поэтому о «волнах мобилизации» с юридической точки зрения говорить не совсем корректно.

Тем не менее, некоторое деление мобилизации все же предусмотрено: так, согласно абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о мобилизации, мобилизация в РФ может быть общей или частичной. Закон не устанавливает, что после частичной мобилизации должна обязательно следовать всеобщая: решение по этому вопросу принимает президент. Именно поэтому если частичная мобилизация не позволит выполнить поставленные цели, указом президента может быть объявлена всеобщая мобилизация. Тем не менее, Закон о мобилизации устанавливает одинаковые полномочия органов государственной власти как в случае частичной, так и в случае общей мобилизации, но они могут быть детализированы в указе президента.

Порядок призыва, требуемые ВУС при объявлении второй волны остаются теми же?

Порядок призыва на военную службу по мобилизации установлен разделом V Закона о мобилизации, в котором определены общие положения. Что касается нюансов, а также требуемых военно-учетных специальностей для призыва по мобилизации, подробности должны быть отражены в Указе Президента и иных разъясняющих актах органов государственной власти и будут зависеть от характера мобилизации. В случае объявления всеобщей мобилизации призыву будут подлежать все граждане, состоящие на воинском учете.

Какие законные способы на данный момент существуют для отсрочки от мобилизации?

Согласно ст. 18 Закона о мобилизации, отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации предоставляют:

• гражданам, забронированным за органами государственной власти, местного самоуправления и организациями;

• временно не годным к военной службе по состоянию здоровья – на срок до 6 месяцев;

• тем, кто постоянно ухаживает за членом семьи или усыновителем, если о них некому позаботиться. Необходимость ухода нужно подтвердить заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или документом об инвалидности I группы;

• опекунам или попечителям несовершеннолетних родных брата или сестры, если их некому содержать;

• родителям четырех и более детей в возрасте до 16 лет;

• мужчинам, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до 16 лет;

• мужьям, у которых жена находится на сроке беременности не менее 22 недель, если они также содержат трех детей в возрасте до 16 лет;

• женщинам со сроком беременности не менее 22 недель или имеющим ребенка в возрасте до 16 лет;

• сыновьям, чьи матери кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;

• членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Кроме того, 4 октября Генеральный штаб РФ дал разъяснения, в соответствии с которыми дополнительно право отсрочки получили:

• обучающиеся по «очной и очно-заочной формам обучения среднего и высшего профессионального образования в государственных и коммерческих образовательных организациях, научных организациях и получающих образование соответствующего уровня впервые», право на отсрочку распространяется также на аспирантов и студентов по вечерней форме обучения;

• работающие в организациях оборонно-промышленного комплекса;

• сотрудники аккредитованных организаций в области информационных технологий, организаций обеспечения устойчивости, безопасности и целостности функционирования отдельных сооружений связи;

• сотрудники системообразующих организаций в сфере информации и связи, в СМИ, на вещательных каналах и радиоканалах;

• работающие в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управления банковской ликвидностью, наличного денежного обращения;

• имеющие «детей с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями или трех детей, один из которых инвалид».

В Государственную Думу был также внесен законопроект о представлении отсрочки для отцов трех и более детей в возрасте до 18 лет (до 23 лет в случае обучения детей по очной форме обучения), а также для молодых людей, которые являются единственным сыном или дочерью одинокого родителя. Однако комитет Госдумы по обороне рекомендовал отклонить эти предложения, и они так и не были приняты.