Да здравствуют «Патрики»: что происходит с самым тусовочным районом Москвы и где теперь искать модные рестораны?
Еще недавно Патриаршие пруды были главным гастрономическим театром Москвы. По данным популярных сервисов бронирования, здесь находится, как минимум, 159 ресторанов, кафе и баров. А по статистике компании Commonwealth Partnership (CMWP) скорость закрытия этих заведений в 2025 году выросла на 1,5 процентных пункта по сравнению с 2023-м. Больше закрытий было разве что во время пандемии. Рестораторы один за одним покидают сцену, унося с собой тарелки.
Колумнист PEOPLETALK Аня Батурина постаралась разобраться, куда теперь пойдут гости излюбленных мест и какие улицы примерят на себя корону «новых Патриков». Помогли ей в этом представители ресторанной индустрии. Ну что, пора узнать: эпоха, действительно, подходит к концу или у Патриарших еще есть шанс на воскрешение?

Аня Батурина, автор Telegram-канала touch_my_bum
К Патрикам можно относиться по-разному, но феномен локации сложно не признать. Если сопоставить то, какие рестораны закрываются, и кто – основная гуляющая аудитория района, можно предположить, что к следующему лету ажиотажа тут будет не меньше, но поменяется распределение сил. Рестораны могут стать проще, под стать публике, а «старые деньги» переместятся в Хамовники. Интерес к этому району сильно растет в последние пару лет. Но мнения бытуют разные, поэтому предлагаю послушать и других экспертов индустрии.
Петровка: статус и новые форматы
«Сейчас мы видим перенасыщение и экономические причины, рост арендных ставок, увеличение затрат на содержание бизнеса, и снижение покупательского трафика. В целом, район Патриков никуда не денется и продолжит развиваться, и его привлекательность может даже возрасти за счет инвестиций и обновлений. Однако точные прогнозы требуют анализа текущих планов городских властей и инвесторов.
Улица Петровка – историческая и престижная. У нее богатая история, интересная архитектура и культурное наследие. В последние годы Петровка прокачивает свою репутацию как места с высоким статусом, где расположены офисы, бутики, рестораны и культурные объекты.
На мой взгляд, у Петровки есть все, чтобы стать мегапопулярной и наполниться большим количеством баров и ресторанов – хорошая транспортная доступность и престижность благодаря близости к центру. В будущем ждем вторую волну конкурентов – открытия современных форматов заведений, ориентированных на деловых клиентов и туристов. Первая волна – то, что происходит с районом прямо сейчас», – отвечает Константин Горбачев, управляющий Shortlist Books&Spirits.
Трубная, Покровка и Чистые: новые кластеры
«Патрики сегодня можно описать фразой одного очень остроумного американского бейсболиста Йоги Берры: «Nobody goes there anymore – it’s too crowded» («Туда больше никто не ходит – там слишком многолюдно» – переведено с английского на русский – Прим. ред.)», – иронизирует сооснователь Mandy’s Group Дмитрий Пензин. Его коллега Андрей Михеенков добавляет: «Патрики перестали быть модными уже давно – по моим субъективным ощущениям, лет пять назад. Все, что становится модным, со временем уходит в мейнстрим, а он, в свою очередь, часто превращается в пошлость. Честно говоря, если я вечером выхожу на Патрики, мне там уже некомфортно. Молодежь, ориентирующаяся на актуальные тренды, тоже все реже выбирает это место для ужина».
В одном они согласны точно, какой район способен заменить Патрики: «Чистые пруды и Покровку мы «разгадали» около четырех лет назад, когда решили открыть там Caffe Mandy’s. Уже тогда было понятно, что у этих мест большой потенциал. Сейчас там все хорошо – и будет еще лучше. Это отличные локации с собственной атмосферой, куда приятно возвращаться.
Сейчас в топе – Трубная. Прогуляйтесь по ней вечером – и сами все увидите. Мы недавно открыли там Bistro Trompette и очень верим в этот проект: получилось сделать интересный продукт, и локация этому способствует. Также там открылся Anchovy’s Club, а в ближайшее время Lucky Group запускает новый проект. Уже работает достойное место Smoke BBQ, которое привлекает качественную аудиторию. Жилой фонд в районе отличный, сейчас строятся несколько стильных бутик-комплексов и логистика у этой локации очень удобная».
Бульвары и «три П»: свои идут к своим
Виктория Суркова, основательница бара Brodo, настроена оптимистичнее. По ее мнению, исход арендаторов можно объяснить банально высокими ставками. Не каждый самостоятельный проект, за которым не стоит ресторанная группа, может выжить в таких условиях. «На мой взгляд, в ближайшие годы феномен Патриков никуда не денется. Район сильно раскручен, PR прекрасно работает – это точка притяжения для работы и заработка большого количества блогеров, журналистов и, как следствие, – рестораторов. Кроме того, здесь имеет место «удобная физика»: большое количество небольших помещений, которые идеально подходят под заведения общепита. Кстати, я бы не воспринимала Большую Никитскую как отдельный кластер, скорее это некое расширение Патриков. И я не думаю, что в ближайшее время какой-то район станет «новыми Патриками». В этом нет смысла».
По ее словам, в Москве много прослоек жителей, которым Патрики не подходят ни по духу, ни по ценовой политике. «Например, есть творческо-тусовочная часть города. Им хочется встречаться со своими людьми, и желательно не в одном заведении, а в определенной зональности. Окрестности Петровки как раз формируются сейчас в таком направлении. Покровка – это кластер с более доступной ценовой политикой и более молодежным направлением.
Я сейчас вижу в центре три основных кластера: Патрики, Петровка и Покровка. Три «П». По вайбу и ценам Никитскую я бы отнесла к Патрикам, Трубную – к Петровке, Сретенку – к Покровке. Мы в Brodo не движемся по направлению к публике Патриков, а ориентируемся на самодостаточных людей, для которых нет необходимости в подиуме или красной дорожке для показа себя и своей сумки. Мы не заведения для «стульчика для сумки». Наши гости – это люди, которые все про себя понимают, и я говорю больше про внутреннюю наполненность, а не про внешнюю», – считает Виктория Суркова, основательница бара Brodo.
Бауманская: следующий виток
На ситуацию можно посмотреть и под другим углом – закрытие заведений – это не «конец», а трансформация. Владислав Мусиенко, основатель Urban Winery и Friends Orchestra (Новосибирск) предполагает: «Изменилась аудитория: раньше это были гастроэнтузиасты, на которых равнялись, а теперь – скорее «залетные» персонажи, которым распиарили этот район как место силы, ну и некоторые местные жители».
По его мнению, Бауманская – перспективный и классный район. «Есть какое-то ощущение, что у него скоро будет новый виток популярности. Еще пару лет назад, когда о нем заходила речь, все сразу представляли студентов, демократичные заведения и легкое «обшарпэ». А сейчас здесь строят классные ЖК, переосмысливают пространства. Взять, например, ДК «Кристалл» или Музей Транспорта, который скоро откроется. Потихоньку начинается новая жизнь. Возможно, еще в зачатке, но это лишь вопрос времени. Если открывать что-то новое, то можно как раз к нему присмотреться – когда «Бауманская» заживет вовсю, то аренда будет в разы дороже.
Мы пока не думаем про другие районы – нам сейчас важно, чтобы каждая из сущностей Urban Winery заработала на полную мощность. А дальше открыты ко всему: хоть другой район Москвы, хоть другой город, хоть место за границей – почему бы не пробовать новое?» – делится основатель Urban Winery Владислав Мусиенко.