Логотип Peopletalk

«Дюна» Дени Вильнева: во-первых, это красиво

Главное изображение статьи
Реклама

Самая ожидаемая картина прошлого года, «Дюна» Дени Вильнева, конечно, не могла пройти мимо «Оскара», и победила на главной кинопремии мира в шести номинациях: «Лучший оператор», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший монтаж», «Лучший звук», «Лучший оригинальный саундтрек», «Лучшая работа художника-постановщика». Ее премьеры весь мир, кажется, ждал с особым трепетом: одноименный роман Фрэнка Герберта экранизировали не раз, но ни разу – удачно. Попасть в цель в свое время не удалось ни Дэвиду Линчу (1984), ни Алехандро Ходоровски (его работа и вовсе не увидела свет). Поэтому на Дени Вильнева, однажды уже подарившего нам «Бегущего по лезвию 2049» и «Прибытие», кажется, была возложена особая ответственность: обязывал и впечатляющий актерский состав в лице Тимоти Шаламе, Зендаи, Ребекки Фергюсон, Оскара Айзека, Хавьера Бардема и других, справившихся, к слову, со своими ролями на отлично, и бюджет в $ 165 миллионов, и само содержание книги, еще с момента публикации считающееся сложным для киноадаптации из-за широты повествования.

Вообще, перенести историю Пола Атрейдеса на экран Дени Вильнев мечтал еще с подростковых лет, когда впервые прочитал роман. Он рисовал главного героя верхом на песчаных червях, воспринимал книгу «почти как руководство к жизни», использовал цитату оттуда как мантру («Я не должен бояться. Страх – убийца разума. Страх – маленькая смерть, которая полностью уничтожает. Я посмотрю в лицо своему страху»), а теперь признается, что «Дюна» стала самым сложным, что он когда-либо делал. Сложным, но, пожалуй, более чем достойным.

«Дюна»

Во-первых, это очень красиво. От песчаных пейзажей (казалось бы, просто пустыня) здесь захватывает дух, усовершенствованные технологии выглядят волшебством, да и просто смотреть на такой звездный каст даже два с половиной часа приятно. При этом дальше масштабных пейзажей в визуальной составляющей Дени Вильнев заходит редко, поэтому впечатляющих драк или взрывов, сносящих планеты, ждать не стоит. В конце концов, это и не боевик, да и режиссер, пожалуй, как настоящий поклонник самого романа, практически не отходил от исходного текста, в котором немаловажную и большую роль играют монологи, а не сражения. И даже если из-за этого местами страдает динамика, то это можно простить хотя бы за сохранение каноничности вселенной «Дюны», чего не смог сделать Дэвид Линч с бластерами и мечами. За что, впрочем, и неоднократно критиковался.

На самом деле это кино достаточно предсказуемо, но настолько доведено в деталях до совершенства, что потребность современного зрителя в маломальской интриге отходит на второй план. Тем, кто читал роман, «Дюна» Дени Вильнева может показаться скучной, зато остальные точно не выйдут из зала с кучей вопросов, на которые так и не даны ответы. И в этом плане один из главных кинофантастов современности выдерживает тонкую грань, не скатываясь в откровенно затянутое и унылое повествование, но и не перескакивая с первой страницы на трехсотую, что при всех объемах книги смотрелось бы абсурдным.

И кстати, о деталях. При всех составляющих кажется, что «Дюна» была обречена на успех: Дени Вильнев в кресле режиссера, Джон Спэйтс («Доктор Стрэндж») и Эрик Рот («Форрест Гамп») в списке сценаристов, Грег Фрейзер («Мандалорец») в качестве оператора и неподражаемый Ханс Циммер в роли композитора, сделавшего музыку фильма не просто фоном развития действий, а будто бы одним из персонажей.

Такое внимание к оболочке могло сыграть авторам не на руку и отвлечь от того, что внутри, но и здесь фильм попадает в цель. Это серьезный, глубокий, не лишенный своей особенной красоты рассказ о боли, собственном пути, личном выборе, взрослении, утрате надежды и ее появлении, и это то, что получается показать/увидеть на экране. При этом история Пола Атрейдеса, который после предательства его семьи вынужден вместе с матерью бежать и скрываться в пустынях Арракиса (именно здесь находится драгоценный меланж, за которым охотятся все дома в империи далекого будущего) вместе с фременами, в «Дюне», которую мы увидели сейчас, только начинается. И, с одной стороны, от этого остается чувство недосказанности, с другой – приятное послевкусие начала чего-то грандиозного.

«Дюна»

Дени Вильнев, к слову, взялся за экранизацию только после того, как студии Legendary и Warner Bros. согласились разделить фильм на две части, поэтому вполне справедливым будет сказать, что это было чем-то вроде введения, за которым (хочется надеяться) нас ждет целый новый мир, в котором Пол Атрейдес все-таки пройдет свой путь от мечущегося мальчишки, которого пока не все даже воспринимают всерьез, до предводителя разрушительного движения, завоевывающего вселенную.

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.