Логотип Peopletalk

Голливуд на дом: заменят ли стриминговые платформы кинотеатры и телевидение?

Голливуд на дом: заменят ли стриминговые платформы кинотеатры и телевидение?
Купить рекламу

Еще несколько лет назад поверить в то, что кинотеатры будут сдаваться под натиском стриминговых платформ, было сложно – все-таки они проверены временем и устояли перед появлявшимися поочередно кассетами, дисками и даже пиратскими копиями. Но индустрия не стоит на месте, и на онлайн-рынке появляется все больше крупных игроков, каждый из которых претендует на свое место под солнцем и соревнуется в оригинальности и актуальности контента, а «заходят» на территорию стриминга даже гиганты мира кино (передаем привет Disney). Платформы буквально доставили Голливуд к нам на дом и теперь не уступают позиций даже крупным студиям, привлекая к своим проектам именитых режиссеров, звезд и задавая тренды, как Ким Кардашьян в Instagram.

Конечно, мода на стриминг добралась и до России и именно сейчас, кажется, переживает свой наибольший взлет – так в списке наших ежемесячных трат появились подписки на КиноПоиск HD, Amediateka, Start, Kion, Okko и другие платформы, каждый день «поставляющие» картинку в наши телефоны и ноутбуки.

Иван Самохвалов, генеральный продюсер компании «Среда»

«Это дешевле, быстрее, ты сам выбираешь, как себя развлекать, а разнообразие контента потрясает воображение – раньше мы смотрели то, что за нас выбирал телевизор, сегодня же за условные 300 руб. в месяц мы имеем такую библиотеку фильмов, которая на кассетах никогда бы не уместилась в нашей квартире».

Ирина Сосновая, шоураннер и продюсер START

«Зрителю интересна актуальная повестка и дискуссия, а их дают сейчас именно платформы. Есть эффект узнавания, и это всегда резонирует. Сериалы стали новыми медиа».

Вместе с количеством сервисов, к слову, растет и качество: отечественные «Содержанки», например, по количеству просмотров не уступают некоторым проектам мировых студий, а «Лучше, чем люди» был выкуплен Netflix наряду с «Эпидемией», «Мажором» и «Методом». Да и сами производители сериалов делают выбор именно в пользу стримингов, игнорируя телевидение, – как минимум, на просторах Сети больше свободы, именно поэтому там появляются нашумевшие «Чики» или скандальный «Happy End».


«Новое пространство для высказывания»

«Лучше, чем люди»

За «хлебом и зрелищами» сейчас далеко ходить не нужно, а штудировать телепрограмму в поисках чего-то подходящего и ставить будильник на 19:00, потому что в это время начнутся (условно) «Мстители», – не стоит тем более. Вообще появление стриминговых платформ и полноценных кинотеатров в формате онлайн стало закономерным следствием развития индустрии в целом, а пандемия прошлого года этот процесс только ускорила.

Сергей Бондарчук и Алексей Киселев, основатели «Студии Видеопрокат»

«Зрители теперь учатся не только смотреть, но и сравнивать, выбирать. Тот список проектов, которые предлагает один кинотеатр, обширнее любой телепрограммы или расписания проката, да и нам, продюсерам, самим хочется такой контент создавать. Появилась новая точка притяжения сил, новое пространство для высказывания».

И эта «точка» в России, даже несмотря на обилие новых и новых платформ, только наращивает мощь и осваивает рынок.

Сергей Бондарчук и Алексей Киселев, основатели «Студии Видеопрокат»

«У нас идет активный приток главного двигателя прогресса – аудитории. Кто-то только открывает для себя этот мир, кто-то пытается найти стриминг под свои запросы. И пока эти запросы формируются, мы остаемся в стадии дробления и активной конкуренции». 

Ирина Сосновая, шоураннер и продюсер START

«Мы формируем индустрию профессионалов, которые готовы делать качественный контент международного уровня. Мы не конкуренты, а соратники».


«Главная битва развернётся не между отдельными сервисами, но между экосистемами»

«Чики»

Выделить очевидного лидера на отечественном рынке платформ сложно, но объяснить быстрый взлет, успех и постоянное наличие свежего и качественного контента у некоторых из них чаще всего легко. Главным и решающими фактором, как правило, оказывается финансовый аспект.

Макар Кожухов, директор по контенту мультимедийного сервиса Okko

«Интерес к российским сериалам продолжает расти: «Нагиев на карантине», «Чикатило», «Чики», «Бывшие», «Чума» стали хитами, обогнавшими по уровню просмотров популярные зарубежные шоу. Чтобы продолжать снимать такой контент, нужен большой объем инвестиций, а его сложно получить, не являясь частью крупной компании. К тому же интеграция в экосистему позволяет сервису проще обогащать базу платящих клиентов: выбирая один продукт, лояльный пользователь с большей вероятностью выберет и второй. Okko, например, ведет коммуникацию с клиентами «Сбера», потому что экосистема позволяет вести с ними диалог через свои каналы».

Принадлежность к телевизионному холдингу дает платформам фору на старте как минимум благодаря накопленной авторской мощи (это и продюсеры, и режиссеры, и пул «дружественных» актеров), потому и лидерские позиции на рынке в основном за стримингами, которые принадлежат большим цифровым экосистемам.

Ирина Сосновая, шоураннер и продюсер START

«У нас очень избирательная политика: мы инвестируем только в те проекты, которые могут стать событием. Как «Содержанки», например, которые достигли отметки в 55 миллионов просмотров и которых мы продали Amazon Prime и Channel 4 Walter Presents».

«Деньги же» – вот простой ответ на вопрос «почему именно Интернет, а не ТВ?». Цензура – дело уже второстепенное.

Макар Кожухов, директор по контенту мультимедийного сервиса Okko

«Стриминговые платформы могут позволить себе эксперименты и гораздо больший бюджет на производство. Во многом это связано с тем, что, выпуская проекты 18 +, мы не связаны обязательствами, в то время как телевидение имеет право транслировать такой проект только после 23:00. Рекламных денег ночью меньше, следовательно, бюджет на производство гораздо скромнее».

Сергей Бондарчук и Алексей Киселев, основатели «Студии Видеопрокат»

«Больше возможностей для поднятия острых тем, меньше цензуры, более гибкая в плане восприятия аудитория – вот основные факторы в пользу стримингов. Но дело не только в свободе – единожды «выстрелив» онлайн, можно повторить успех и в более традиционном телевизионном формате. Так в свое время вышли «Эпидемия» и «Чики», по такой же модели мы планируем выпускать «Балет».

При этом чтобы быть успешной, платформе не обязательно принадлежать к телевизионному холдингу – она вполне спокойно может существовать сама по себе при наличии профессиональной команды и не будучи дотационным или неполноценным активом.

Иван Самохвалов, генеральный продюсер компании «Среда»

«Когда платформа грамотно функционирует, она развивается самостоятельно и обогащает акционеров и/или материнский холдинг».

Яркий пример «независимости» на рынке – Netflix, лидер среди кинотеатров, существующих онлайн и при этом не принадлежащий ни одному из холдингов или экосистем. Но ориентироваться на Netflix Россия пока не может: во-первых, западные платформы отличают большие бюджеты на производство, выход на мировых актеров, во-вторых, отлаженный процесс работы подобных структур, в-третьих, отношение зрителей к платному контенту.

Сергей Бондарчук и Алексей Киселев, основатели «Студии Видеопрокат»

«Многие не привыкли отдавать деньги за возможность посмотреть сериал или фильм, к тому же у нас пока не так активно преследуется пиратство. Но с этим можно работать: почти сразу же после релиза «Психа» и «Happy End» на more.tv мы бесплатно выкладывали на YouTube по одной, пилотной серии проектов. Смотрели динамику, реакцию зрителей, которые затем сами приходили досматривать сериал на стриминг. Есть фактор недоверия к российскому контенту, который мы в силах изменить. Да и, судя по последним данным, после карантина в онлайн-кинотеатры пришла и более возрастная аудитория, которая как раз лояльна к отечественным проектам. Есть еще огромное пространство для роста». 

Ирина Сосновая, шоураннер и продюсер START

«Понятно, что мы не можем меряться бюджетами, но мы можем конкурировать смыслами и эффектом узнавания, эффектом актуального для зрителя контента. Можно выбрать Netflix, а можно выбрать российский сервис, но для выбора второго нужно соответствовать». 


«Телевидение отправляют на свалку при каждом техническом скачке вперед»

«Псих»

Говорить о глобальном объединении смысла нет, зато можно обсуждать самых сильных игроков, которые в итоге останутся на рынке.

Иван Самохвалов, генеральный продюсер компании «Среда»

«Еще очень высок горизонт роста: например, еще около 60 миллионов человек платными сервисами не пользуются, а это порядка 18 миллиардов рублей в месяц, так что рано или поздно за эти деньги возьмутся. Скорее всего останутся условные пять платформ, которые поглотят остальных».

Макар Кожухов, директор по контенту мультимедийного сервиса Okko

«Соединить все площадки в один сервис для удобства невозможно, ведь нет одного большого ресторана для всех. Зрители выбирают платформу, исходя из оригинальных фильмов и сериалов, которые предлагает сервис, объема контента, удобства использования продуктов и уровня работы рекомендательной системы».

В удовлетворении интересов разных аудиторий еще и принципиальная разница между телевидением и платформами: если каналы формируют собственный пул зрителей и не рискуют менять контент ради эксперимента, то стриминги рассчитаны на всех.

Игорь Мишин, генеральный директор «МТС Медиа» и KION

«Разные жанры, несовместимые в эфирной сетке любого телеканала, разная возрастная адресность: это проекты и для подростков, и для взрослых, и для тех, кто любит документальное кино. Мы работаем для всех, и это один из главных факторов успеха платформы – научиться удовлетворять зрительский интерес и предпочтения абсолютно разных групп».

Сергей Бондарчук и Алексей Киселев, основатели «Студии Видеопрокат»

«Судя по тому, что за последние 30 лет телевидение никуда не ушло, не уйдет оно и сейчас. Для кого-то эта модель по-прежнему остается самой удобной, что все равно не мешает расти аудитории стримингов». 

А растет эта аудитория стремительно: согласно исследованию «ТМТ Консалтинг» (2021), количество зрителей платформ выросло по итогам 2020-го на 52 % и составило 8,5 миллионов человек, а сам рынок увеличился на 66 % и составил 27,8 миллиардов рублей.

Увеличатся ли эти цифры еще? Без сомнений.

Купить рекламу

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.