Ирина Старшенбаум о Кирилле Серебренникове, Викторе Цое и фильме года
В прокат вышел новый фильм Кирилла Серебренникова (48) «Лето» о ленинградском рок-клубе, 80-х и Викторе Цое. От него ждали провокаций, а получилась тонкая история любви с потрясающим саундтреком (за него, кстати, Рома Зверь (40) взял в Каннах приз). Там же, в Каннах, проект встречали десятиминутными овациями, а у нас он открыл фестиваль «Кинотавр».
О том, каким вышло «Лето», как работает Серебренников и почему это кино обязательно нужно посмотреть, PEOPLETALK в эксклюзивном интервью рассказала исполнительница главной роли Ирина Старшенбаум (26).
««Лето» мы снимали в Санкт-Петербурге. И вот, я еду в типичную питерскую коммуналку (там мы снимали квартирник) на репетицию за день до съемок. А меня встречают наш оператор Влад Опельянц и Кирилл Семенович: «Ирин, проходите. Тут у нас портвейн, тут помидоры и килька, сыра нет, но есть докторская колбаса, – смеется Ира. – Все это Кирилл Семенович устроил, чтобы мы подружились. Собрал всю группу и так и сказал: «Ну что, дружите!» Он не хотел неправды в кадре».
Могу подтвердить: у Кирилла Семеновича все получилось – они и вправду «банда». Буквально неделю назад Старшенбаум появилась в Instagram-видео театрального проекта актера Филиппа Авдеева (в фильме Леонид) «Белый шум», сейчас активно репетирует в спектакле другого своего партнера по «Лету» Александра Кузнецова (играет Скептика), да и с Ромой Зверем (он играет в «Лете» Майка Науменко) они иногда встречаются в его студии просто поболтать.
Ира говорит, что главное, чему она научилась у Серебренникова, – это не играть. «Он часто повторял: «Не надо театр мне устраивать», не любит, когда что-то очень специально происходит. Кирилл Семенович меньше всего хотел, чтобы мы играли ревность, слезы, истерики и вообще эмоции, что называется, в лоб. Все сделано нежно, на полутонах».
При этом на документальность «Лето» не претендует. Да, самый первый вариант сценария написан, во многом опираясь на воспоминания бывшей жены лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко Натальи (прототип героини Ирины Старшенбаум), и герои той поры в кино легко узнаваемы, и все же создатели уточняют: это художественный фильм, и не все, что вы видите, происходило на самом деле или именно так, как показано в фильме.
«Кирилл Семенович собирал всю группу на лекции, рассказывал, что такое 80-е, что такое музыка 80-х и знаменитый ленинградский рок-клуб, мы слушали их песни и разбирали каждого прототипа, так что это кино не про Виктора Цоя, а про зарождение творчества, про атмосферу той эпохи, про дружбу, свободу и любовь», – рассказывает Ира.
Она не удивляется, что некоторые герои той поры, даже не посмотрев фильм, заявляли, что не хотят быть частью проекта: «Наталья Науменко, например, тоже очень долго отказывалась вообще хоть какое-то отношение к «Лету» иметь. И я ее понимаю: это ведь лучшая часть жизни, которую не хочется как-то осквернить в глазах своих и тех окружающих, кто так дорог и ценен по сей день. Я думаю, ей было очень страшно. Но Кирилл Семенович ее убедил, потом она даже приезжала на площадку, правда, не смогла долго там находиться, дочь ее увезла, потому что накрыло воспоминаниями. А вообще, все время было ощущение, что и Майк, и Цой рядом, – рассказывает Ира, – столько было странных совпадений. Например, для афиши к фильму мы фотографировались в день рождения Майка Науменко, а однажды, когда мы снимали сцену первого появления Цоя в компании, с нами весь день провела черная собака, и она работала как большой артист, приходила на дубли, делала все, что нужно, а потом мы закончили съемку – и она ушла. Это же вообще мистические персонажи, на мой взгляд, особенно Виктор Цой: пришел, сказал, ушел, все знал про себя, судя по песням, даже то, что пришел ненадолго».
После «Лета» у Иры остался плащ ее героини (именно в нем она едет в сцене в троллейбусе), деревянное кольцо, которое дарит ее героине герой Тео Ю (37), и миллион фотографий и видеозаписей в телефоне. Половину она точно никогда никому не покажет. «Ну, не совсем так, – смеется Ира, – скорее всего, это войдет в мою книгу воспоминаний. Хотя вроде бы наш продюсер Илья Стюарт уже забил эту тему».
@starshenbaum
Бэкстейдж
Идея: Оксана Кравчук. Фото: Надежда Розенберг. Стиль: Натия Изория. Продюсер: Анжелика Пуртова, Оксана Кравчук. Ассистент продюсера: Виктория Тенищева, Анастасия Павлова. Макияж и волосы: Анастасия Шевелева