Логотип Peopletalk

Камера, мотор! Что для российского кино означает успех «Чебурашки» и что ждет прокат в 2023 году?

Главное изображение статьи
Реклама

Когда санкционная весна прошлого года добралась до кино, разговоры про наши ответы Голливуду зазвучали чаще и громче обычного. Критики говорили: «Отечественная индустрия покажет, чего она реально стоит». И она показывала комедию «Хочу замуж» с Кристиной Асмус и спортивную драму «Мистер Нокаут» с Виктором Хориняком, пускала в повторный прокат хиты прошлых лет – «Холоп», «Движение вверх», «Брат», мультфильмы «Мельницы» про богатырей и иногда кричала о помощи. Еще в марте, например, Ассоциация владельцев кинотеатров писала в открытом заявлении об угрозе потери до 80 % выручки и летального исхода для отрасли в целом. Но время шло, буря стихала, а кинотеатры (к счастью) не закрывались. К концу года в целом по России свою деятельность приостановили 277 кинотеатров из 2 136 (11,5 %) – по крайней мере, так осенью утверждал глава Департамента кинематографии Министерства культуры Дмитрий Давиденко. А уже зимой с российским прокатом случилось чудо в виде «Чебурашки», собравшего за несколько недель больше пяти миллиардов рублей и обогнавшего даже первый «Аватар» с показателем в 3,5 миллиарда (фильм Джеймса Кэмерона долго оставался самым кассовым релизом российского проката).

Кинут ли отечественные кинокомпании еще один подобный спасательный круг индустрии в следующие месяцы – неясно, но «новогодняя битва» в России ознаменовалась явной победой, выведя прокат на допандемийные уровни.

На самом деле «Чебурашка» стал очередным (и с его цифрами – почти неопровержимым) доказательством того, что российское кино теперь делает большую ставку на семейный контент. Прошлогодний мультфильм «Финник», например, заработал 443 миллиона рублей и стал самым кассовым за последние 10 лет, а еще пять анимационных проектов смогли преодолеть планку в 100 миллионов (за год до этого такой результат показали лишь «Три богатыря и Конь на троне» и «Кощей. Начало»). Кейс «Последнего богатыря», идущего на больших экранах с 2017-го и зарабатывающего на каждой части около 2 миллиардов рублей, тоже подтверждает: фильмы и мультфильмы made in Russia могут делать более чем впечатляющую кассу на историях о вечном и добром. К слову, генеральный директор «Союзмультфильма» Борис Машковцев в нашем интервью еще весной рассказывал: «В нашей стране за последние 20 лет сложилась система, где основным доходом для анимационных продюсеров является как раз дошкольная аудитория. Почему? Она самая прибыльная». А в графике премьер на «Кинопоиске» тем временем мультфильм «Снежная королева: Разморозка» обгоняет по рейтингу ожидания (88 %) даже откровенную драму «Непослушная» с Александром Петровым (82 %).

«Такой объем полнометражной детской продукции именно российского производства можно назвать рекордным. Важно подчеркнуть, что этот сегмент в основном представлен среднебюджетными фильмами – стоимость их производства не выше 150 миллионов рублей», – говорит главный редактор издания «Бюллетень кинопрокатчика» Александр Нечаев в комментарии РБК. Он же, правда, отмечает, что обилие семейного кино успело за год набить зрителям оскомину и в наступившем 2023-м они к вопросу «на что пойти?» будут подходить избирательнее: «Придется повышать стандарты, а не ожидать, что аудитория, которая оказалась отрезанной от голливудской продукции в кинотеатрах, оказалась отрезанной от нее совсем». Кстати, о последнем: по данным Peer Trace (дистрибьютор данных о загрузках контента), россияне ежедневно скачивают зарубежные фильмы, так и не добравшиеся до официального или не очень проката, сотни тысяч раз. А количество просмотров пиратского контента в 2022-м выросло в два раза по сравнению с прошлым годом.

Но если в статистике пиратских сайтов прибыло, то в срезе кинотеатральных сборов по итогам года, напротив, убыло, и за последние четыре года отрасль показала, увы, худший результат, обогнав в антирейтинге даже пандемийный год: 21,77 против 22,75 миллиарда рублей. В последний раз такие цифры прокат показывал разве что в 2009-м – и это с учетом премьеры первого «Аватара».

Впрочем, даже при успешном шествии «Чебурашки» по кинотеатрам России перспективы рынка на следующие 11 месяцев остаются туманными, хотя явно ударившиеся в работу в прошлом году режиссеры и кинокомпании готовы брать зрителя в оборот. Из крупных релизов отечественного производства мы в этом году будем наблюдать «Свободные отношения» с Аглаей Тарасовой, уже упомянутую «Непослушную» с Александром Петровым, «Нюрнберг» с Любовью Аксеновой, «Беспринципных в деревне» с завидным актерским кастом, «Вызов» с Юлией Пересильд (тот самый, что снимали в космосе) и даже второй «Холоп», первая часть которого несколько лет удерживала пальму первенства в списке самых кассовых российских фильмов. Правда, кроме последнего, пока ни один из проектов не тянет на цифры, которые могли бы спасти кинотеатральную кассу. Ни спортивных драм вроде «Движения вверх», ни военных историй вроде «Т-34» или «Сталинграда», ни даже очередной части «Последнего богатыря» – всего того, на что так активно скупали билеты в свое время, судя по топу самых кассовых российских картин.

Но ставить крест на индустрии тем не менее было бы слишком самонадеянно – особенно в эпоху, когда график релизов меняется так же быстро, как московская погода. «Чебурашка» для отрасли стал глотком свежего воздуха, но для нормальной работы и дальше ей необходим постоянный его приток. Что им станет – откровенные драмы, научная фантастика или излюбленные россиянами комедии? Мы уже встаем в очередь за попкорном.

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.