Логотип Peopletalk

Каскадер Джон: Джеки Чан на Мосфильме

Редактор отдела стиль жизни

Не секрет, что фильмы, полные трюков, экшена и спецэффектов, просто по определению собирают большую кассу. Но мало кто задумывается, какой сложной бывает работа каскадера в таком кино. Многие и не замечают их, ведь они часто лишь дублируют главных героев. Талантливый и молодой каскадер Джон Баханбаев (25), с детства знал, что хочет стать каскадером. Однако пробиться на Мосфильме – дело непростое, особенно ребятам с нестандартной внешностью. Но Джон привык всегда идти вперед и не сдаваться. На его счету работа в таких крупных картинах, как «Тайный город», «Ч/Б», «Брестская крепость», и многих других. О том, как ему удалось попасть на Мосфильм, о наставниках, о своем кумире Джеки Чане (61) и трудностях работы каскадера Джон рассказал PEOPLETALK.


О СЕБЕ

  • Я родился в Душанбе (Таджикистан), но по национальности я узбек. Впервые в Россию приехал в пять лет, а окончательно переехал сюда в пятом классе, мы купили дом под Тулой. С моей внешностью было очень тяжело в этом городе, там я был экзотикой, дети меня обижали. Но через год уже я всех обижал. (Смеется.)
  • С пяти лет я обожал Джеки Чана и почти каждый вечер смотрел фильмы с его участием. Уже тогда я понял, что хочу стать каскадером. Родители сначала не разрешали мне заниматься, потому что боялись, что я могу получить серьезные травмы, а мое желание стать каскадером вообще не воспринимали всерьез.


О СВОЕМ КУМИРЕ

  • Меня восхищает его чувство юмора. В отличие от Джета Ли (возраст), который всегда играл роль брутального дядьки, у Джеки Чана все комично, все через смех. Он делает такие фильмы, которые можно смотреть с родителями, они без пошлости и постельных сцен.
  • Мне удалось с ним познакомиться, когда мы ездили в Китай. Это очень отзывчивый и радушный человек. Он даже запомнил мое имя и, увидев меня год спустя, поздоровался со мной. Ну и, конечно, меня восхищает его исполнение трюков. Мне часто говорят, что я копирую Джеки Чана, но как можно кого-то любить и не пытаться быть на него похожим? Сам Джеки говорит: «Когда я начинал свою карьеру, я копировал Бастера Китона и Чарли Чаплина. Я им подражал, но это не значит, что я все скопировал. Вы тоже от меня возьмите кусочек и добавьте обязательно своего».


ПЕРВЫЕ ШАГИ

  • С девятого класса я начал тренироваться. С возрастом я стал более самостоятельным и пошел заниматься в секцию по рукопашному бою. Как-то я задержался после тренировки и увидел, как занимаются брейкдансеры. Они не только танцевали, но и исполняли акробатические трюки. Это как раз то, что мне было нужно, и я начал тренироваться с ними.
  • Иногда мне приходилось сидеть у видеомагнитофона с пультом, находить на кассете какой-нибудь трюк и часами перематывать одно и то же, чтобы разобраться, как этот трюк выполняется.
  • Моей целью было поступить на актерское отделение или пойти учиться на каскадера в Москве. В итоге отец поставил мне условие: он будет помогать мне, если я поступлю на юридический факультет. Поэтому мне пришлось поступить на юрфак в Российскую государственную академию интеллектуальной собственности.


ПУТЬ НА МОСФИЛЬМ

  • Я понимал, что юриспруденция мне не интересна, и уже в начале второго курса пришел на Мосфильм. В Интернете я нашел номер телефона постановщика трюков и договорился с ним о встрече. Он сказал: «Приезжай – посмотрим». Когда мы встретились, он долго отговаривал меня, говорил, что это грязная и неблагодарная работа, тем более для такого молодого человека… В общем, он меня не взял. Было обидно до слез. После этого я начал каждый день ходить на Мосфильм, сидеть, смотреть, как тренируются каскадеры. Он постоянно меня видел и в конце концов понял, что я настроен решительно. Однажды он махнул рукой и сказал, что можно ходить на тренировки с ребятами.
  • Там-то мы и познакомились с Сергеем Мориным (31) – каскадером с многолетним стажем. Меня вначале не хотели брать, потому что совсем недавно один каскадер, сын постановщика трюков, не успел выйти из горящего дома и погиб. А брат-близнец Сергея − Александр − погиб в 2007 году во время трюка «сбивание машиной». Скорость была превышена, и он ударился головой о стойку, впал в кому и умер в больнице. Это один из самых опасных трюков. Вместе с ним был актер Александр Дедюшко, в тот раз он сумел избежать гибели, но позднее в том же году погиб в автомобильной катастрофе.
  • В общем, с Сергеем мы подружились, и он начал мне помогать. Я ездил к нему во двор, там мы тренировались. Мне тогда казалось, что я мастерски исполняю разные трюки, но профессионалы смотрели и ужасались. Поэтому он начал учить меня выполнять все элементы правильно. Мы записывали промо-ролики, это был мой первый опыт работы на профессиональную камеру. Потом он показал видео постановщику трюков Владимиру Карповичу (56). Спустя какое-то время Владимир предложил мне поехать на съемки в Белоруссию. Так я и стал самым молодым на тот момент каскадером в России.


ВРЕМЕННЫЙ УХОД

  • Из университета меня вскоре отчислили, но я не расстроился. А вот отец очень переживал, он хотел, чтобы я был либо полицейским, либо юристом. Он полгода со мной не разговаривал, а потом все-таки понял, что я встал на ноги, и мы вновь начали общаться.
  • Через некоторое время мне позвонили из военкомата и спросили, почему я не несу справку о переходе на следующий курс. В результате я попал в армию, но, как только вернулся со службы, сразу кинулся обратно на съемочную площадку.
  • Однажды со мной что-то произошло: я вдруг осознал, что мне все надоело. Наверное, я просто устал быть все время за кадром, понял, что нет никакого карьерного роста, и ушел из команды. Полгода я ничего не делал. Потом пошел работать промышленным альпинистом, затем помощником юриста, у меня ведь было неоконченное юридическое образование. Но лучше мне не становилось. Иногда в офисе идешь по коридору − и бац! – сальто сделаешь… Я понял, что мне не хватает моей работы, и вернулся в команду.


О РИСКАХ И ТРАВМАХ

  • Нельзя думать о смерти. Я могу умереть, если кто-то просто выбросит бутылку из окна. А во время съемок ты идешь на рассчитанный риск, где все проверено. Главное – тщательная подготовка.
  • Травмы у меня бывали не во время съемок, а на тренировках, но все это из-за глупости. Важно всегда помнить о правилах безопасности. Мы прыгали из вертолета с высоты где-то 70 метров. Рядом с пилотом всегда сидит постановщик трюков. Ты стоишь у края и должен прыгать с определенного места, не отталкиваясь, иначе раскачаешь вертолет. Но при этом важно, чтобы вертолет завис точно над подушкой. Ведь одно неверное движение – и каскадер пролетит мимо подушки, которая сверху кажется ужасно маленькой.
  • Я однажды показал родителям трюк, но по их реакции понял, что им нельзя ничего рассказывать. Они до сих пор думают, что я работаю помощником юриста.


О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ

  • Один режиссер мне как-то сказал: «С твоей внешностью тебе тяжело будет найти главную роль, проектов мало, на многие роли будешь не подходить. Но тут есть и плюс − если будет проект, для которого понадобится твой типаж, то у тебя практически не будет конкурентов».
  • Нужно думать только о хорошем и помнить о своей цели. Нельзя отходить от намеченного пути. И главное − нужно делать то, что тебе нравится. Я не представляю себя никем другим, я пытался, но не вышло. Ради работы в кино я готов пожертвовать всем. Я проработал каскадером семь лет и не заметил, как они пролетели. Наверное, если время летит, значит, ты не скучаешь.

Реклама