Логотип Peopletalk

Marvel vs. DC: война главных супергеройских вселенных

Главное изображение статьи
Купить рекламу

Война двух супергеройских вселенных началась больше 60 лет назад на страницах комиксов и длится до сих пор, только теперь на большом экране. Сейчас фильмы о Железном человеке или Супермене зарабатывают в прокате миллионы долларов (финальным «Мстителям» даже удалось сместить «Аватара» с первого места самых кассовых картин в истории, которое он удерживал 10 лет), но в начале нулевых Голливуд экранизировать фантастические истории о людях со сверхспособностями не торопился и принимал их неохотно, хотя и был единственным спасением для терпящих огромные финансовые потери DC и Marvel. Окончательно киноиндустрия сдалась комиксам в 2002-м, когда «Человек-паук» с Тоби Магуайром срывает куш и приносит Sony Pictures Entertainment больше $ 800 миллионов. Через два года выходит не менее успешное продолжение, но из трех миллиардов долларов, заработанных обоими фильмами, Marvel получает только 62 миллиона – за права.

Тогда, в 2004-м, стало очевидно, что продавать своих персонажей другим студиям для того, чтобы держаться на плаву, – недостаточно, поэтому в том же году на свет появляется Marvel Studios, основанная пока неизвестными индустрии продюсерами Кевином Файги и Ави Арадом. Еще четыре года, и эти ребята подарят миру «Железного человека», запустившего киновселенную Marvel Cinematic Universe – одну из самых успешных на сегодняшний день. Их конкуренты же свою DC Extended Universe основали с опозданием на несколько лет и открыли ее «Человеком из стали» в 2013-м, хотя успешные кинопроекты по своим персонажам они делали и до этого: совместно с Warner Bros. и Кристофером Ноланом, например, появилась трилогия «Темный рыцарь» (фильм, кстати, вышел в прокат одновременно с «Железным человеком»).

Так, конец нулевых и первые качественные кинопроекты по персонажам вселенных сформировали у зрителя четкое представление о том, что Marvel – это про яркость, легкость и юмор, гармонично сочетающиеся со спасением мира, а DC отвечает за мрачность, реалистичность и драму, хоть и в мире супергероев.

Но обо всем по порядку.


Timeline


1938

Издательство National Allied Publications (оно в будущем и получит название DC) запускает серию Action Comics, в первом выпуске которой появляется Супермен – пришелец с планеты Криптон. Этот персонаж положил начало эры супергероев и полностью изменил индустрию комиксов, а вместе с ним родилась так называемая супергероика – жанр, в котором сверхлюди помогают простым смертным.

«Человек из стали»

1939 – 1941

Пока еще небольшой список супергероев пополнился Бэтменом, и тот же год (1939) ознаменовался первым выпуском Marvel Comics, на страницах которого читатели через два года увидят Капитана Америку.

«Первый мститель»

1960-е

Привычная супергероика начинает меняться, и спасибо за это стоит сказать тому самому Стэну Ли, подарившему нам любимых персонажей Marvel. Тогда он был сценаристом и редактором только появившегося бренда Marvel Comics и комикса «Фантастическая четверка», в котором персонажи теперь ругаются, влюбляются, ссорятся, переживают – в общем, ведут себя как настоящие люди. Так, за Marvel позже закрепится репутация комиксов со взрослыми и более реалистичными историями, а с появлением Человека-паука (1962) и Людей Икс (1963) она только укрепится.

DC на тот момент не рассматривали Marvel как серьезного конкурента и ошиблись, поэтому только в 1960-х, на пике популярности вторых, начали выяснять причину их успеха. Правда, снова ошиблись, игнорируя сюжеты и рисовку персонажей в пользу, например, количества красного цвета на обложке. Стэн Ли, узнав об этом, начинает тайно издеваться над DC и специально уменьшает количество красного. Так и началась эра противостояния, растянувшаяся на десятки лет.


1970-е

Дальше были и заимствования персонажей (например, Wonder Man из комиксов Marvel, явно скопированный с Wonder Woman вселенной DC, или Power Girl от них же, напрямую ассоциирующаяся с Power Man их конкурентов), и переходы авторов из одного издательства в другое и обратно, и даже первая в истории вселенных коллаборация – на страницах комикса DC vs. Marvel встречаются Супермен и Человек-паук.

«Человек-паук: Возвращение домой»

1980-е

Ближе к предпоследнему десятилетию XX века индустрия снова переосмысляется благодаря новым авторам DC – Алану Муру, Нилу Гейтману и Гранту Моррисону, которые возвращают комиксы к темам о богах и героях, переставая их очеловечивать и ориентируя на более взрослую аудиторию.

Еще девять лет, и DC становится частью студии Warner Bros., которой теперь принадлежат все права на кино и телепостановки о персонажах издательства.


1990-е

К концу 1990-х индустрия комиксов окончательно начинает сдуваться, и в XXI век входит разорившейся и безыдейной, пока к реанимации комиксов не подключается Голливуд.


В чем главные отличия DC от Marvel?


Первоначальный образ

2008-й стал решающим для формирования представления о двух киновселенных у массового зрителя.

В один год на экраны вышли «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, основанный на комиксах DC и во многом переносящий на экран классический, мрачный и реалистичный образ Бэтмена, и «Железный человек», ставший новым словом в экранизациях комиксов.

«Темный рыцарь»

Удачный выбор главного героя (на роль пригласили Роберта Дауни-младшего), яркие персонажи, легкий и понятный юмор вместе с мощной графикой и масштабными битвами обеспечили фильму больше $ 585,3 миллиона в прокате и задали тренд на дальнейшие экранизации Marvel в том же стиле.

«Железный человек»

«Никаких шуток!»

Впоследствии, в 2013-м, появится DC Extended Universe, но поскольку права на комиксы DC все еще принадлежат Warner Bros., то и решения об экранизациях принимаются в первую очередь продюсерами и маркетологами студии, которые пытаются повторить успех трилогии Кристофера Нолана, заработавшей в прокате больше миллиарда долларов и получившей два «Оскара» (один из них Хита Леджера – посмертно).

В стремлении к тому же драматичному тону Warner принимает решение отказаться от юмора в своих проектах, и представители студии заявляют: «Никаких шуток!»

Мол, так сильнее противопоставление их вселенной тому, что делает Marvel. Под этой эгидой на экраны выходит «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», получивший четыре антипремии «Золотая малина», и становится очевидно, что решение отказаться от юмора было для студии неудачным.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Исправить ситуацию помогает Джефф Джонс – давний автор DC, выступивший исполнительным продюсером «Отряда самоубийц», «Чудо-женщины», «Аквамена» и других проектов вселенной, возвращая им легкость.


Общая атмосфера повествования

Ее направление было задано как раз к концу нулевых «Темным рыцарем» и «Железным человеком».

Marvel приучил зрителя к ярким краскам и оптимистичным нотам, это качественное и развлекательное кино, аттракцион, в котором есть все для коммерческого успеха, DC же своим фирменным стилем сделал приглушенные оттенки, серьезный тон, близкий к депрессивному, и реальные проблемы выдуманных героев.

Когда это работать перестало, DC попробовал подражать Marvel и сделал ярких и сказочных «Шазама!» и «Аквамена».

«Аквамен»

Последний из них, впрочем, зрителю и правда полюбился, став самым кассовым проектом киновселенной.


Структура киновселенной

Да простят нас поклонники DC, но у нее со структурой есть проблемы. Если Marvel имеет четкие временные рамки, а все фильмы тесно связаны друг с другом сюжетом и идеей, то у ее конкурентов не все так гладко – прежде всего из-за прав, принадлежащих Warner Bros. Так, абсолютно гениальные «Темный рыцарь» и «Джокер», например, не относятся к киновселенной DC, но относятся к комиксам вселенной, так что в сухом остатке именно в киновселенной DC остаются «Чудо-женщина», «Человек из стали», «Отряд самоубийц», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Лига справедливости» и «Лига справедливости Зака Снайдера», «Аквамен», «Шазам!» и «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн».

«Чудо-женщина»

Шаблонность, которая работает

Marvel из года в год выпускает, по сути, одинаковые фильмы – это супергеройские боевики с мощными спецэффектами, актуальными шутками и победой добра над злом с разницей только в главных действующих героях. Такую шаблонность повествования студия нарушила разве что в последних двух «Мстителях», когда «Война бесконечности» не закончилась избавлением от Таноса, а в «Финале» нам пришлось попрощаться с Тони Старком и Черной вдовой, в остальном же – классический сюжет с персонажами, которых зритель уже знает и любит.

«Мстители: Финал»

Да, это, по сути, конвейер, но приверженность единому канону без сильного стилистического и смыслового разнообразия позволила Marvel создать цельную киновселенную, а вот DC в погоне за мировым прокатом слишком увлеклись разнообразием жанров, поэтому единой картинки собой не представляют до сих пор.


Кто оказался успешнее по кассовым сборам?

Купить рекламу

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.