Логотип Peopletalk

Новая икона феминизма: как «Барби» перестала быть «идеальным» примером для девочек и стала говорить о действительно важных вещах?

Главное изображение статьи
Реклама

Кукла «Барби», пожалуй, один из самых популярных антифеминистских символов всех времен. Или, по крайней мере, была такой 60 лет назад. Со временем ее образ претерпел большие изменения. Из идеальной куклы, пропагандирующей нереалистичные стандарты красоты, она превратилась в икону, которая поощряет инклюзивность, бодипозитив, феминизм и другие современные ценности.

Фильм «Барби» американской актрисы и режиссера Греты Гервиг, который выйдет уже этим летом, обещает показать, как героиня покидает Барбиленд и отправляется в реальный мир. И все потому, что она недостаточно совершенна (казалось бы, что может быть абсурднее). Анализируя предыдущие работы Греты, можно быть уверенными, что в фильме прозвучит феминистическая нота. На пресс-конференции в Аспене продюсер картины Робби Бреннер сказала: «Для нас фильм о «Барби» определенно должен нести послание о расширении прав и возможностей женщин, о том, что вы можете мечтать и быть кем угодно». Итак, как «Барби» перестала быть синонимом слова «гиперфеминность» и почему фильм о ней обещает стать настоящим феминистским высказыванием?


Эволюция «Барби»: от иконы гиперфеминности до феминистки

Год рождения «Барби». За несколько лет до этого ее «мама» Рут Хэндлер путешествовала по Европе и в одном из баров увидела необычную куклу – у нее были длинные ноги, высокая грудь и откровенное платье. Это была «Лилли», созданная кукольником по имени Ральф Хойзер по мотивам немецких комиксов. Рут уговорила своего мужа Эллиота (к тому моменту у них уже была компания Mattel) выкупить права на образ «Лилли». Так, спустя два года появилась кукла, названная в честь дочери Рут и Эллиота – «Барби». Поначалу она вызывала критику за свои откровенно женские формы – до этого дети играли с пупсами и бумажными куклами.

Выручка от продаж «Барби» составила 100 миллионов долларов. А Mattel выпускает новые наряды для куклы – например, для пижамной вечеринки. Помимо розовой пижамы в набор входят книга «Как похудеть» с единственным правилом – «Не ешь!» и весы с неизменной цифрой в 110 фунтов (примерно 50 кг) – явно недостаточный вес для женщины ростом 5 футов 9 дюймов (175 см). Пока компания диктовала свои стандарты красоты, в Западной Европе и Америке вовсю разворачивалось движение феминисток второй волны.

Представлена первая чернокожая «Барби». Ее создала Китти Блэк-Перкинс, афроамериканка, бывший модельер, у которой никогда не было «Барби» до работы в Mattel. К 1991 году Блэк-Перкинс стала главным дизайнером, ежегодно создавая более 100 нарядов для «Барби».

К 90-м годам феминистское движение достигло своей кульминационной точки. И поскольку «Барби» была воплощением гиперфеминности и ролевой моделью для многих маленьких девочек, активистские движения не могли пройти мимо нее. В 1993 году группа художников, называвших себя «Организацией освобождения Барби», провела несколько перформансов. Их целью было разрушить гендерные стереотипы, которые пропагандируют игрушки.

Участники движения купили несколько сотен кукол-военных G.I. Joe и кукол «Барби» и поменяли местами установленные в них магнитофоны с голосами. Теперь «Барби», вместо того чтобы говорить: «Урок математики – это сложно» или «Давай спланируем свадьбу нашей мечты», произносили: «Мне принадлежит месть» и «Ешь свинец, Кобра!» По-новому зазвучавших кукол художники вернули на полки магазинов в двух штатах.

«Барби» переживает кризис идентичности. У куклы, которая держала на себе 90 % рынка детских игрушек, появляются конкурентки – Bratz и Moxie. А исследования показывают, что, будь «Барби» настоящей женщиной, она не смогла бы поднять шею, в ней было бы место только для половины печени и ей пришлось бы ползать на четвереньках, потому что у нее слишком маленькие лодыжки. Поэтому маркетологи и дизайнеры Mattel решают, что «Барби» должна соответствовать времени, на ее лице должно быть меньше макияжа, а на ногах должны появиться шарнирные лодыжки, чтобы она могла носить и кроссовки, и туфли на каблуках.

Под влиянием тренда на бодипозитив «Барби» перестала существовать только в размере XS. У куклы появляются новые типы телосложения – с пышными формами, высоко и низкого роста. В этом же году коллекция кукол пополняется линейкой инклюзивных моделей всех рас и одной трансгендерной. Этот шаг был направлен на устранение давних опасений по поводу продвижения изображений нереального тела. Это также была попытка укрепить бренд: Mattel объявляет о снижении продаж «Барби» на 14 %.

Линейку кукол расширяют «Барби» с инвалидностью, алопецией, витилиго и протезом руки. Инклюзивность становится главным трендом, и «Барби» ему соответствует. За это время кукла успела перепробовать множество профессий, в которых раньше женщинам не было места, – инженер, исследователь Марса, разработчик игр, инженер-робототехник. А в 2020 году Mattel выпускает четырех кукол – команду политической кампании. Так, «Барби» постепенно вырастает из той, для которой математика – это сложно, и занимает феминистскую позицию, отвечающую современным трендам.

Розовый цвет в стиле «Барби» становится главным оттенком года, его можно увидеть везде, от постов Ким Кардашьян до выходов Меган Фокс на красной дорожке. Компания Lyst сообщает, что количество запросов на розовый цвет увеличилось на 416 %. А Грета Гервиг начинает снимать фильм с главным слоганом – «Жить в Стране Барби – значит быть идеальным существом в идеальном месте. Если только у вас нет полноценного экзистенциального кризиса. Или ты Кен». Итак, феминистский ребрендинг куклы завершен.


Главная фигура феминистского кино – Грета Гервиг

Полноценный режиссерский дебют Греты Гервиг состоялся в 2017 году благодаря фильму «Леди Берд», а закрепила ее славу как режиссера картина «Маленькие женщины», снятая в 2019 году. Работы Греты стали любимыми и известными в том числе благодаря их феминистскому уклону. Например, в экранизации романа «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, последовательницы феминизма первой волны, режиссер сделала выбор в пользу преобразования персонажа Эми. В картине мы видим, как из избалованной девчонки она превращается во всесторонне развитую женщину с полным пониманием социально-экономического института брака.

«Маленькие женщины» Греты Гервиг выглядят как аналогия тому, что происходит с правами женщин сегодня. В ее фильмах нет радикального феминизма. В них доносится одна простая мысль – каждая женщина имеет право быть собой, идти за мечтой и выбирать свою дорогу. Поэтому, когда выяснилось, что картину «Барби» снимет именно Грета Гервиг, стало понятно, что история будет современной и осознанной.


«Барби» теперь не только для детей

«Барби» не раз становилась главной героиней мультфильмов и мультсериалов – вспомнить хотя бы «Барби: Принцесса и Нищенка» или «Барби: 12 танцующих принцесс». Но фильмов про культовую куклу еще не было. И на то есть веская причина.

Целевая аудитория кукол «Барби» – конечно же, дети. Мультфильмы чаще всего ориентированы на них же. Поэтому главной целью картин о «Барби» было увеличение продаж кукол. Ведь кто из нас в детстве не хотел обладать персонажем любимого мультфильма? Фильм Греты Гервиг – кино, скорее, для взрослых. Но не можем исключать, что, как все хорошие произведения, он будет многоуровневым – то есть доступным каждому зрителю, в том числе детям. Тот факт, что это первый фильм о «Барби», дает создателям большую творческую свободу. А зрителям – возможность посмотреть на работу непредвзято, не сравнивая с другими. Не удивимся, если «Барби» добьется успеха и запустит новую кинофраншизу.


Кен теперь – просто Кен

Фото: кадр из фильма «Барби»
Кадр из фильма «Барби»

Еще один балл в пользу феминистского высказывания – всех персонажей мужского пола в мире «Барби» зовут «просто Кен». Подтверждает это и слоган фильма: «Барби – это все, а он просто Кен». Конечно, пока фильм еще не вышел, мы не можем утверждать, что в этом слогане есть скрытый социальный подтекст. О том, например, что женщины могут стремиться быть кем угодно – астронавтами, врачами, юристами, дипломатами, в то время как мужчины могут быть просто мужчинами. Поэтому пока мы можем только предполагать, ждать выхода фильма и верить, что он нас не разочарует.

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.