#Кино

Почему Джеймс Кэмерон – пожалуй, главный режиссер современности?

Джеймс Кэмерон учился на физика в Калифорнийском университете, но, к счастью, с точными науками не сошлось, и теперь три фильма в пятерке самых кассовых в истории («Аватар», «Титаник», «Аватар: Путь воды») сняты именно им. И это делает его если не величайшим режиссером современности, то самым коммерчески успешным – точно. Немного сухих фактов: «Титаник» стал первым фильмом, преодолевшим рубеж в миллиард долларов кассовых сборов, и 12 лет удерживал звание самого кассового фильма в истории, пока его не обогнал «Аватар». Последний, к слову, держал пальму первенства десять лет, чтобы затем ненадолго уступить финальным «Мстителям», но вскоре вновь вернуться на вершину пьедестала. А когда на экраны спустя 13 лет вышла вторая часть революционного для своего времени «Аватара», для Джеймса Кэмерона началась новая гонка за рекордами, в которой он продолжает преуспевать. И учитывая планы режиссера на еще три сиквела, вполне возможно, что к концу десятилетия топ самых кассовых картин в истории кинематографа будет как минимум наполовину состоять именно из его проектов.

В интервью IndieWire Джеймс Кэмерон рассказывал, что перед началом работы над продолжениями «Аватара» заставлял сценаристов искать секрет успеха первого фильма франшизы под угрозой увольнения. Он делился: «Они делали то, что делают писатели, а именно – пытались создавать новые истории. Я сказал: «Мы должны понять, какой была связь со зрителями, и защитить ее, защитить этот уголек и это пламя». На самом деле, с подобным трепетом и любовью, больше напоминающей отцовскую, режиссер относится, пожалуй, к каждому своему проекту.

Джеймс Кэмерон как раз из тех, кто пытается перепридумать велосипед, а потому часто лично принимает участие в написании сценария, монтаже, придумывает новые технологии и в результате делает то, чего до него не делал никто – и именно так, как этого хотел он сам.

Кадр из фильма «Титаник»

«Аватар», например, мог увидеть свет еще в 1999-м, но режиссера не устраивал уровень развития технологий, и он посвятил усовершенствованию спецэффектов несколько лет – в итоге фильм вышел на десять лет позже запланированного изначально срока, зато именно с него в мире 3D началась принципиально новая эпоха.

А еще именно здесь мы увидели невероятно реалистичную лицевую анимацию, за которую Джеймс Кэмерон на съемочной площадке отвечал лично, следя в режиме реального времени, как персонажи будут выглядеть после программной обработки. Впоследствии, например, Танос из «Мстителей» будет сделан по тому же принципу.

Кадр из фильма «Аватар»

Такая скрупулезность преследует режиссера повсеместно: за четыре года до премьеры «Титаника» он лично совершил 12 погружений к лайнеру с системой подводных камер, созданных его братом, во время съемок «Бездны» съемочной группе пришлось пройти курс профессиональных ныряльщиков, а актеров, игравших в «Чужих» десантников, отправляли на тренировки в военный лагерь.

Что говорить, если ради второго «Аватара» актерскому касту тоже пришлось постараться, и Кейт Уинслет, например, научилась задерживать дыхание под водой на 7 минут 14 секунд.

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»

Да, Джеймс Кэмерон не боится рисковать, но если сейчас студии идут на этот риск вместе с ним, зная, что он окупится, и давая режиссеру полный карт-бланш, то на рассвете своей карьеры еще начинающему автору приходилось самому соглашаться на компромиссы.

Сценарий «Терминатора» – своего, по сути, прорыва – он продал за символический один доллар при условии, что за постановку возьмется лично, и при скромном бюджете в шесть миллионов и спецэффектами, сделанными в большинстве своем вручную, создал фильм, ставший эталоном жанра.

Кадр из фильма «Терминатор»

А когда взялся за «Аватара», то согласился отказаться от части своего гонорара в случае коммерческого провала фильма, чтобы убедить компанию Fox дать съемкам зеленый свет. Тогда один из руководителей студии сказал: «Может, мы сумасшедшие, раз позволили вам делать это, или вы сумасшедший, раз думаете, что у вас получится». Получилось ли? Джеймс Кэмерон из раза в раз продолжает доказывать, что если в кресле режиссера он – то ответа, кроме положительного, быть не может. И его внимание к деталям и, кажется, абсолютное отсутствие страха перед неизведанным, это только подтверждают.