Проклятие Дэниела Рэдклиффа: почему мальчик, который выжил, все же погиб в большом кино?
Когда Дэниел Рэдклифф начинал сниматься в «Гарри Поттере», который позже сделал из него звезду мирового масштаба и обеспечил статус самого высокооплачиваемого актера десятилетия, ему было всего 11 лет. Бешеная популярность в таком юном возрасте, правда, далеко не всегда играла ему на руку: из-за нее актера еще в школе начали недолюбливать одноклассники, а сам он после окончания съемок волшебной франшизы увлекся алкоголем, потому что просто не понимал, что делать дальше (впрочем, это было вполне ожидаемо от парня, который буквально вырос на съемочной площадке).
И сегодня он, кажется, все еще в поисках себя: да, финал «Гарри Поттера» мир увидел больше десяти лет назад, но вот вырасти из амплуа хорошего парня «мальчику, который выжил» так и не удалось. Даже несмотря на отчаянные – и, если честно, иногда странные – попытки.
Два очка «Гриффиндору»
Задумываться о том, что будет дальше, Дэниел Рэдклифф, судя по всему, начал еще в середине поттерианы, и в 2007-м на экраны вышли сразу две картины с его участием: «Декабрьские мальчики» и «Мой мальчик Джек». Ничего нового, правда, зрители не увидели: в первом фильме он играл сироту в поисках семьи и счастья, во втором исполнял роль сына Редьярда Киплинга, который погиб во время Первой мировой, потеряв очки. Родители, «мальчик», очки – ничего не напоминает?
В общем, пока в павильонах голливудских студий актер изображал из себя, по сути, одно и то же, на театральной сцене экспериментов было гораздо больше. Именно там Рэдклифф впервые перестает быть прилежным учеником. Чего стоит только его появление в пьесе Питера Шеффера «Эквус» полностью голым в образе психически больного юноши, одержимого темной страстью. Без скандала, конечно, не обошлось: англичане требовали убрать из репертуара откровенную постановку, угрожая запретить детям смотреть волшебную сагу с участием главного героя. Зато эту работу актера оценили критики, да и сам он, судя по всему, проникся отрицательными персонажами – именно к ним он вернется уже через несколько лет.
Авада Кедавра!
Первой ролью Дэниела Рэдклиффа после волшебной саги стал британский триллер Джеймса Уоткинса «Женщина в черном» (2012). Спустя год после «Даров смерти» актер появился на экране в мрачной истории про дом с приведениями в образе молодого лондонского юриста, сыграл неопытного врача в русской глубинке в комедийной драме «Записки юного врача» по мотивам одноименного цикла рассказов Михаила Булгакова (актер, кстати, большой поклонник русского писателя), затем перевоплотился в стеснительного первокурсника и будущего американского поэта Аллена Гинзберга в «Убей своих любимых», попробовал себя в легкой романтической комедии «Дружба и никакого секса?» и в фантастическом триллере «Рога». На большой экран все эти фильмы вышли буквально за два года, и было понятно одно: избавившись от образа «избранного», преследовавшего его на протяжении 10 лет, Дэниел Рэдклифф наконец может посвятить карьеру поискам себя. Отсюда непохожие друг на друга персонажи, разные жанры, направления и постоянные эксперименты.
Зрители, правда, все еще продолжали видеть в нем Гарри Поттера, а громких работ в его фильмографии становилось все меньше. Пытаясь убежать от навязчивого образа школьника, он отдавал предпочтение специфическим, намеренно взрослым и серьезным героям: от создателя культовой GTA («Переломный момент») до агента под прикрытием в банде неонацистов («Абсолютная власть») и говорящего трупа («Человек – швейцарский нож»). В большом прокате актер, конечно, тоже о себе напоминает – играет нелепого злодея во второй части «Иллюзии обмана» (2016), но таблоиды тогда то и дело пишут: мол, Гарри Поттер перешел на сторону зла. По крайней мере, за ним все еще интересно наблюдать.
Мальчик, который выжил
Дэниел Рэдклифф плохо ассоциировался у зрителя со злом, да и сам актер за годы после поттерианы, видимо, понял, что сросся с образом отличника, так что в комедийном боевике «Пушки Акимбо», вышедшем на экраны три года назад, сам же и высмеял свой брутальный имидж, который строил несколько лет.
Для массового зрителя он еще надолго останется волшебником как минимум потому, что это была история длиною в наше собственное детство: мы познакомились с Гарри Поттером, когда ему было 11, а попрощались с ним, когда тот уже отметил совершеннолетие. Вряд ли популярным был сам Дэниел Рэдклифф, знаменитым скорее оказался именно его персонаж, полюбившийся миллионам, оттого и актера мы видим до сих пор тем хорошим парнем с палочкой и мантией. Даже в интервью Esquire пару месяцев назад он рассказывал, что «в девяти из десяти случаев к нему подходят, чтобы сфотографироваться с Гарри Поттером», а на улице некоторые окликают его именем персонажа.
Кстати, более везучими в этом плане стали коллеги актера, многие из которых также обрели сверхпопулярность благодаря сагам или многосерийным франшизам: чего стоит только пример Роберта Паттинсона и его оглушительного успеха после выхода «Сумерек». Актеру, правда, удалось отделаться от образа томного вампира: он посвятил себя фестивальному кино, пропал с радаров больших киностудий и заслужил славу одного из самых сильных драматических актеров современности, избавившись от амплуа кумира подростков. Или Бенедикт Камбербэтч, который после «Шерлока» отлично вжился в роль супергероя, вместе со «Мстителями» спасающего вселенную. Дэниелу Рэдклиффу пока не так повезло, но списывать его со счетов еще рано. Да, он вырос мальчиком, который выжил, и слава «Гарри Поттера» преследует его до сих пор, но кто знает, чем нас еще удивит «избранный»?