Разбираем с психологом: токсичные отношения на примере кинопар
Да, зачастую кино искажает наши представления о нормальных отношениях. Какими примерами любви не стоит вдохновляться? Разбираем с практикующим психологом и сексологом Евгением Идзиковским!
Анастейша Стил и Кристиан Грей («Пятьдесят оттенков серого»)
Анастейша – простая студентка, которая пытается вернуть к нормальным отношениям Кристиана Грея – миллиардера со склонностями к доминированию. Она понимает, насколько неравен союз студентки и богатого предпринимателя, и часто думает, что недостойна его внимания.
Кристиан диктует условие: он уйдет, если Анастейша не будет удовлетворять его потребности в причинении боли. Из-за любви она поддается на манипуляцию. Впоследствии пара переходит к обычному браку. Боясь потерять Анастейшу, Грей отказывается от садизма, но продолжает ставить ей мелкие запреты, к примеру не позволяет идти в бар с подругой, чтобы ощущать власть хотя бы на бытовом уровне.
В этой паре собран целый букет признаков токсичных отношений: манипулирование партнером как на физическом, так и на психологическом уровне, ограничение свободы и чрезмерный «родительский» контроль.
Каледон Хокли и Роза Бьюкейтер («Титаник»)
Главные герои – пассажиры первого класса «Титаника», которые должны были пожениться, но дальнейшие события изменили их жизнь. Несмотря на то что оба были аристократами, неравенство между ними очевидно: Каледон происходит из Ротшильдов, а Роза – дочь обедневшей вдовы.
Он манипулирует Розой и ее матерью, так как их финансовое благополучие зависит от этого брака. Он не испытывает нежных чувств к невесте, она предоставлена сама себе.
Правда, когда Роза знакомится с Джеком, ревность Каледона перерастает в манию: он устраивает слежку за невестой, оскорбляет ее, угрожает пистолетом. Именно поэтому Роза предпочла скрыть свое спасение, сменила имя и больше не встречалась с бывшим женихом.
В жизни этой пары царит не любовь, а ревность – чувство, напрочь разрушающее отношения. Обычно оно связано со страхом одиночества, а не с привязанностью к партнеру. Как следствие: контроль, слежка и шантаж.
Маргарет Ульбрих и Уолтер Кин («Большие глаза»)
На первый взгляд эта пара художников кажется родственными душами. На деле Уолтер оказывается мошенником-плагиатором и втягивает жену в нечестную игру.
Супруги неравны психологически: Уолтер успешно продает картины и участвует в выставках, а Маргарет стесняется своего таланта и вынуждена рисовать простые иллюстрации на фабрике.
Уолтер выставляет картины жены, выдавая за свои, и требует от нее десятки портретов. Он манипулирует ею, утверждая, что сама Маргарет ничего не добьется, а когда она отказывает – угрожает расправой.
Не имея способностей к рисованию, Уолтер ревнует жену к ее таланту. Ощущение бессилия приводит его к алкоголизму и вспышкам ярости – он чуть не сжигает собственный дом. Даже когда вскрывается правда, Уолтер не может примириться с потерей славы и до конца жизни пытается отрицать авторство жены.
На примере этой пары отчетливо видно, что такое созависимость. Ему необходим талант жены для восполнения собственного комплекса неполноценности. Ей же так нужен муж, что она делает все, что он захочет, даже после угроз и манипуляций.