Словарь терминов, который должен знать любой киноман
Для обозначения различных явлений в кинематографе в последнее время появилось огромное количество новых терминов. Попробуй теперь разберись, что такое приквел, ребут или слэшер. Специально для тебя, дорогая любительница кино, PEOPLETALK подготовил краткий справочник о значении самых главных киношных терминов.
Сиквел
Сиквелом называют продолжение коммерчески успешного и полюбившегося зрителям фильма. Например, «Человек-паук-2», «Терминатор-2: Судный день», «Шрек-2». А бывает еще триквел (третий фильм в киносериале, например «Властелин Колец: Возвращение короля»), квадриквел (четвертая часть успешной франшизы, например «Чужой: Воскрешение») и так далее.
Приквел
Приквелом называют фильм, который посвящен предыстории героев или событий популярной ленты. Например, «Люди Икс: Первый класс» или эпизоды «Звездных войн», которые предваряют события оригинальной трилогии.
Спин-офф
Это самостоятельный проект, созданный на волне популярности какого-либо фильма и посвященный истории отдельных персонажей или какому-либо событию оригинальной ленты. Примерами могут служить «Женщина-кошка» (спин-офф фильма «Бэтмен возвращается»), «Кот в сапогах» (спин-офф «Шрека»), «Люди Икс. Начало: Росомаха» или «Электра» (спин-офф «Сорвиголовы»).
Ремейк
Ремейк – новая версия уже существующего фильма. Например, фильм «Служебный роман. Наше время» – ремейк рязановского «Служебного романа». А самым титулованным ремейком, который получил «Оскара», стал фильм «Отступники» Мартина Скорсезе (72), основанный на гонконгской «Двойной рокировке».
Ребут
Ребут, или перезапуск, – новая версия популярного фильма или киносериала, который отвергает предыдущие сюжетные ходы. Этот метод позволяет посмотреть на персонажей с другого угла, освежить событийный ряд. В числе известных ребутов – «Новый Человек-Паук», «Бэтмен: Начало», «Восстание Планеты обезьян».
Дилогия
Дилогия – это два фильма, тесно связанные между собой по сюжету. Пример: фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор».
Трилогия
Трилогия – то же самое, что дилогия, только включает уже три фильма. Примеры: фильмы «Властелин колец. Братство Кольца», «Властелин колец. Две крепости» и «Властелин колец. Возвращение короля».
Нуар
Это такое «атмосферное» американское кино 1940−50-х годов, как правило, с криминальным сюжетом и роковыми женщинами. Главная его особенность – размытая грань между добром и злом, положительными и отрицательными героями. Чаще всего сцены в фильмах-нуар выдержаны в темных тонах, что позволяет в игре света и тени показать характерные черты персонажа. К числу классических фильмов-нуар относятся: «Мальтийский сокол» и «Большой сон» с Хамфри Богартом (1899−1957), «Тень сомнения» Альфреда Хичкока (1899−1980), «Печать зла» Орсона Уэллса (1915−1985) и другие. А из современных – «Секреты Лос-Анджелеса», «Город грехов».
Артхаус
Артхаусное кино, определенно, не для всех. Зато его по достоинству оценивают жюри различных международных кинофестивалей и кинопремий. Главная цель авторов таких лент – зритель во время просмотра должен думать! Яркие образцы артхаусного кино – фильмы «Король-рыбак», и «Воображариум доктора Парнаса» Терри Гиллиама (74), «Древо жизни» Терренса Малика (71), Faust Александра Сокурова (63) и «Возвращение» Андрея Звягинцева (51).
Байопик
Это фильм-биография известной личности. Здесь тебе покажут всю жизнь выдающегося человека от рождения до смерти. В зависимости от поставленных задач авторы байоптиков могут показать глянцевый образ героя («Александр Невский», «Лоуренс Аравийский») или, напротив, разворошить его «грязное белье» и вытащить на первый план комплексы («Авиатор») и другие сомнительные аспекты.
Мокьюментари
Это такое псевдодокументальное кино, подделка найденной видеокассеты или специального репортажа. Иллюзия реальности в таких фильмах создается благодаря особенностям съемки, кадрам, снятым как будто ручной камерой. Как правило, этот жанр характерен для фильмов ужасов. Самые яркие примеры – «Ведьма из Блэр», «Борат», «Монстро» и «Паранормальное явление».
Слэшер
Слэшер – разновидность фильмов ужасов, главные герои которых − маньяки и убийцы-психопаты, а жертвами становятся случайные люди. Родоначальником этого жанра принято считать гениальное «Психо» Альфреда Хичкока, а классические примеры слэшера – «Хэллоуин», «Техасская резня бензопилой», «Кошмар на улице Вязов» и, конечно же, «Крик».