«Ты что, себя не уважаешь? Разводись!»: колумнист PEOPLETALK Ника Набокова о скандале из-за высказывания комика Ивана Абрамова
Пару дней назад интервью комика Ивана Абрамова, в котором он резко высказался о лишнем весе жены и о возможных изменах в случае, если она не подходит под его строгие критерии, вызвало большой резонанс в Сети. И пока люди разделились на два лагеря и судачат, о том, кто прав, а кто виноват, колумнист PEOPLETALK – писатель и управляющая психологической службой Ника Набокова высказалась о «двойных стандартах» и, почему не осуждает поведение Ивана Абрамова.
Колумнист PEOPLETALK – писатель и управляющая психологической службой Ника Набокова
Новая старая этика
В сети разгорелся скандал. Комик Иван Абрамов рассказал миру о том, как устроен его брак, а миру это очень не понравилось.
Вышло примерно так:
Иван: Не хочу жить с располневшей женщиной. Хочу, чтобы моя жена была худой. Так ей и сказал.
Мир: Чтоооо? Не хочет он! Поглядите на него! Свинья, абьюзер, гад. Ущемление, притеснение, оскорбление! Выгнать! Казнить! Заклеймить позором. На выступления не ходить! Чего удумал, худую ему подавай.
Жена Ивана: Ребята, мне нормально. Меня ничего не беспокоит. Все нравится.
Мир: Беги от него! Ты что, себя не уважаешь? Разводись! Кошмар, с таким жить. Где гордость?
Комиссия новой этики в деле. Только вот… новой ли?
На мой взгляд — нет.
Если раньше без зазрения совести шеймили полных, то теперь тех, кому они не нравятся.
Последователи «новых правил», казалось бы, прогрессивные, внимательные к границам люди, в упор не видят разницу между публичным оскорблением по какому-либо признаку и рассказом о собственных вкусовых предпочтениях. А ведь эта разница есть и весьма существенна.
Если раньше стыдили женщин без мужика, то теперь все чаще в блогах феминисток я натыкаюсь на рассуждения про домашних клуш и «фу такой быть, от мужика зависеть». Сразу хочется спросить, а что там по женской свободе-то? Разве же она не про возможность делать самостоятельный выбор? Выходит, что у одних право управлять жизнью женщины отвоевали и… другим отдали.
Чем люди, прибежавшие на страницу супруги Абрамова с указаниями «уходи от него срочно!», отличаются от Ивана, заявившего «моей жене нельзя толстеть»? Ничем. Вообще ничем.
Причем, если мнением своего мужа она хотя бы интересовалась, то советики и квоханье посторонних людей ею не запрашивались от слова совсем. Вот они как раз являются грубейшим нарушением границ.
Мне, как женщине, как человеку, как партнеру, как личности, рассуждения Ивана про «ей нельзя толстеть» не нравятся. Совсем не нравятся. Но. Я и не его жена. Я его каждый день себе в спутники жизни не выбираю. А выбираю другого мужчину, который придерживается других взглядов. И его не смущает, что после родов, если таковые случатся, я могу располнеть. Что в случае болезни я могу располнеть. Что я просто могу располнеть.
Иван же, в свою очередь, тоже выбирает не меня. Своенравную, самостоятельную, себе на уме. Он выбирает свою «послушную, покладистую» супругу. Она ему нравится. А я точно не понравлюсь.
Мы друг другу взаимно не подходим.
Поэтому, меня никак не ущемляет, не задевает, не оскорбляет тот факт, что некий Ваня рассказал, какие в его отношениях правила. Моя самооценка, мое мироощущение, мой брак никак не зависят от того, какую форму отношений выбрали для себя другие взрослые люди. Им хорошо в своей форме, мне хорошо в своей.
Почему же так сильно взбудоражились все остальные?
Мое предположение — потому что попало в больное место. Уж очень много гнева, агрессии.
Иван своими откровениями ударил в зону безопасности. В тревожную идею «а вдруг мой услышит и тоже вот так решит, а у меня 10 кг лишних», в колющее воспоминание «ясно, такой же козел, как и мой бывший, пошел изменять мне после родов», в «раз один так говорит, значит все так думают».
Почему-то женщинам до сих пор упорно кажется, что все мужики одинаковые, что они существа неразумные, ведомые, без своего мнения. И публичный Ваня становится для таких девочек гласом всего рода мужского. Раз он позволяет себе вот подобную форму общения с женой, то все остальные тоже побегут. И придется идти у них на поводу. Худеть и становиться послушной.
А ведь мужчины все разные. Как и женщины.
На волне всеобщего ажиотажа Instagram принес мне сегодня чье-то высказывание: «Все тела красивы, проблема в том, кто этого не видит».
Знаете, нет. Если все тела красивы, тогда и все взгляды красивы. Иначе это какие-то очень кособокие равные права, свобода и этика.
Действительно, у каждого человека есть право выглядеть так, как он хочет. И никто не может его за это осуждать (исключение – сам попросил).
Так же у каждого человека есть право на свои представления о красоте, на свои вкусовые предпочтения. И никто не может его за это осуждать.
Травля человека, открыто заявляющего, что он, конкретно он, не хочет жить с располневшей женой, абсолютно идентична травле полных людей.
Травля человека, рассказавшего, что в его семье, по обоюдному выбору процветает женское послушание, абсолютно идентична сексизму.
Формулировки «не видишь красоту полных людей – с тобой что-то не так», абсолютно идентичны «ты толстый – с тобой что-то не так».
Если уж в фундамент новой этики мы кладем УВАЖЕНИЕ и НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ГРАНИЦ, так давайте же соблюдать эти правила по полной программе. А не там, где кому-то удобно.
Такие дела.